Сдали валюты: как страны Европы 25 лет назад потеряли суверенитет
Историю единой денежной единицы евро вспоминает Голос Мордора. Специально для «Абзаца».
Ровно четверть века назад, 1 января 1999 года Евросоюз сделал огромный шаг к десуверенизации его стран. Впервые в нескольких странах альянса была введена единая валюта – евро.
Тогда это преподносилось как огромный прорыв. Всех убеждали, что жить станет легче и радостнее, а границы между странами Евросоюза исчезнут фактически полностью. Ну какие границы, если, приехав из Италии в Нидерланды, можно расплачиваться такими же деньгами, как у себя дома?
В один день канули в Лету многие национальные валюты, довольно значимые в мировой финансовой системе. Немецкая марка, нидерландский гульден, итальянская лира, французский франк и другие просто перестали существовать. Финансовые системы стран ЕС, бывшие до этого относительно независимыми, эту самую независимость окончательно потеряли. Центробанки этих стран сохранили право печатать деньги, но это была уже не собственная валюта, и правила эмиссии денег существенно изменились.
Первым эффектом от введения евро стала мгновенная инфляция. Подорожало абсолютно всё.
Причин было несколько. Во-первых, продавцы просто округляли цены (разумеется, в направлении максимума). Во-вторых, странам, где цены были ниже, чем в соседних, пришлось подгонять их до уровня соседей, потому что приграничная торговля рисковала опустошить магазины.
Причём выросли цены, но не зарплаты. Они были твёрдо пересчитаны с национальных валют в евро по фиксированному курсу, и поднимать их никто не собирался.
Особенную неприятность введение евро доставило жителям стран Европы «второй скорости», таких как Италия, Греция, Испания и Португалия. Уровень жизни там заметно ниже в сравнении со странами Бенилюкса, Германии или Франции, и население сразу ощутило всю прелесть ситуации. Но власти смогли всех убедить, что это временные неприятности и в итоге всё наладится.
В какой-то мере всё так и произошло. За пару лет цены стабилизировались, зарплаты хоть и незначительно, но подросли. Однако Европа потеряла главное – финансовый суверенитет. Евро превратился в производную от доллара и не стал самостоятельной денежной единицей.
В своё время США не очень приветствовали введение единой европейской валюты, но, как показало время, они просто лукавили. Введение евро можно считать частью плана США по колонизации Европы. Ведь что может быть лучше для того, кто хочет получить над какими-то странами полный контроль, чем уничтожение их финансовых систем? Именно это и случилось.
Особой бедой введение евро стало для небогатых стран. Той же Прибалтики. Зарплаты в евро оказались по-настоящему нищенскими, зато цены на всё бодро поползли вверх. Но народам этих стран активно скармливали идею, что теперь они вошли в европейскую семью. А что с голой задницей, не так уж и важно.
По сути дела, введение евро стало завершающим этапом разрушения их экономик, превращения в придатки, задворки богатых стран Евросоюза. Немногие оставшиеся производства этих государств не могли конкурировать с другими странами Евросоюза и разорялись. Введение евро окончательно превратило их экономики в исключительно торговые, вычерпывающие оставшиеся ресурсы и не создающие прибавочной собственности.
Именно поэтому страны, где власти хоть как-то думают о своих экономиках, пытаются сохранить национальные валюты, например злотый в Польше или крону в Чехии. Впрочем, нет гарантии, что в итоге не сломают и их, тем более что давление из Брюсселя только усиливается.
Правые партии в разных странах требуют возвращения к собственным национальным валютам, и это совершенно обоснованно. Но судьба евро зависит не от брюссельских бюрократов, а от того, что решат в Белом доме.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.