Праздник невзросления
Почему Юра Шатунов стал героем своей эпохи
Сиротство, смущённая улыбка, неприкаянность в глазах. Образ был найден и выбран продюсером гениально, случайно ли, намеренно. Юра с его высоким непоставленным голоском попал в нерв своего поколения, и дело не только в привлекательной для девочек внешности.
Неуютно и зябко было подростку в суровую советскую пору восьмидесятых. «У них на Западе» (расхожая фраза из публицистики тех лет) эмансипация тинейджеров произошла ещё в шестидесятые годы – «Битлз», хиппи, фильмы Нового Голливуда.
А у нас социалистические отроки были лишены этой субкультуры и остро переживали собственную ущербность, недоделанность, неполноценность. Отчаянно хотелось взрослеть – как хочется подросткам всегда и везде, но ещё и с поправкой на ту нашу культуру.
В кино показывали взрослых. Взрослыми были герои, выпускавшиеся как для патетико-поэтического, так и для приземлённо-бытового подражания.
А если и снимали у нас кино о подростках, то только о том, как юноши и девушки успешно превращаются во взрослых. Или же о трудностях на пути полового созревания. То есть не о самодостаточности юных героев, а лишь об извилистой дороге к полноценности. Своего рода «Взрослые: взгляд из прошлого».
И товары тогда выпускались либо для детей, либо для взрослых. Как военная форма – либо летняя, либо зимняя. А весну с осенью, подразумевалось, надо просто быстрее пережить.
Потому юная поросль остервенело тянулась в недалёкое персональное будущее, с жадностью осваивая взрослые знания и навыки, от умных книжек до открывания бутылок.
С переменой формации, которая начала происходить у нас году в 1987-м, местные предприимчивые люди осознали то, что импортные знали всегда: возраст от 12 до 17 – не диагноз, а всего лишь неохваченная категория потребителей. Не более, но и не менее. Пусть в карманах у них и нет почти ничего, но нет и высоких требований к качеству. Главное – яркость. К наполнению претензий не будет, да и на рекламе можно сэкономить. Надо лишь сыграть на самолюбии.
Так и сделали продюсеры «Ласкового мая», найдя солиста Юру Шатунова с его легендой о несчастном детдомовском детстве.
Теза, внедряемая в девственно-чистые мозги: взрослеть не стоит. Чего ещё желать супер-пупер-плейбоям и секси-гёрл? Зачем взрослеть? От добра добра не ищут.
И потекли родительские медяки производителям молодёжных комедий, коктейлей, чипсов, жвачки, попсы, дурацких фасонов и бредовой макулатуры. А главное – юноши и девушки избавились наконец от мучительного комплекса неполноценности.
Теперь у нас «ласковый май» повсюду. Юра Шатунов, обаятельный, непосредственный мальчик, открыл эпоху. Культ невзросления. Если вам сейчас 20 или 30, вы не выросли на его песенках. Но всё равно попались.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.