рубрики

Горе Карабаха: какие решения Армении предопределили судьбу региона
Фото: Youtube / Azərbaycan Respublikası Müdafiə Nazirliyi

Текущей ситуации с Нагорным Карабахом предшествовало несколько этапов. Давайте их вспомним.

2020 год, ноябрь. Три президента – России, Армении и Азербайджана – остановили конфликт и сделали совместное заявление. Очень важный момент. Статус Карабаха тогда не обсуждался, он был выведен за скобки. Были определены его границы, которые устроили две стороны, и был определён Лачинский коридор, который позволял ему спокойно существовать.

Взамен Азербайджан попросил такой же беспрепятственный доступ к своему анклаву под названием Нахичевань. Прошло два года. Лачинский коридор существовал, а Азербайджан доступ к Нахичевани не получил.

Самое важное – Армения обязалась вывести все вооруженные силы из Карабаха. Взамен должны были встать наши миротворцы на пять лет.

Потом Ереван – возможно, под давлением французской диаспоры или ещё чего-то – вдруг решил поменять переговорную площадку и подключил к этому Францию и Евросоюз.

Горе Карабаха: какие решения Армении предопределили судьбу региона
Фото: Премьер-министр Республики Армения

И вот, невзирая на трёхсторонние договоренности президентов, там они решили, что стороны признаю́т границы 91-го года друг друга. То есть фактически Армения в лице Пашиняна признала Нагорный Карабах вместе с Лачинским коридором полностью азербайджанскими. Тогда же договорились подписывать мирный договор, что страны не имеют друг к другу территориальных претензий. После Пражского соглашения статус российских миротворцев, которые должны были защищать местное население, стал неопределённым.

Фактически, получается, что Нагорный Карабах – это внутренняя территория Азербайджана, и он должен был потихонечку вовлекать этот регион в своё правовое пространство на тех или иных условиях.

Прошёл год. Эти моменты не были учтены. И триггером стало голосование 9 сентября по выбору нового главы Арцаха, которое проводилось в том числе при помощи Еревана. Поэтому Баку начал свою операцию по наведению конституционного порядка, как он её назвал. Но сейчас и Армения, и Евросоюз, и все остальные страны понимают, что это внутреннее дело Азербайджана.

Что касается России. Во-первых, Москва никогда Нагорный Карабах и не признавала отдельной территорией. Она приверженец имеющихся договорённостей. При этом сейчас, в условиях подпитываемых западными центрами влияния антироссийских демонстраций в Ереване, реально только Москва гарантирует некий правовой статус населению Карабаха – чтобы к ним не применялись какие-то неправовые методы.

Кстати, именно наши миротворцы, невзирая на критику в их адрес, вывозили женщин и детей в безопасные места, организовывали им там ночлег, питание и всё остальное. Ни Евросоюз, ни американцы, которые сейчас там проводят свои учения, этим не занимались. Это делала Россия.

Но фактически теперь это внутреннее дело двух стран, которые договорились, что это территория азербайджанская. И поэтому к нашей стране это не имеет отношения.

Готовился ли к этому в военном плане Азербайджан? Конечно. Усиливался, смотрел, закупал беспилотники – израильские, турецкие, и так далее.

Горе Карабаха: какие решения Армении предопределили судьбу региона
Фото: ТАСС / Александр Патрин

Есть ли шанс на сопротивление у вооруженных сил Нагорного Карабаха? Мы понимаем, что это была полная интеграция с армянскими вооруженными силами. Какая-то организационная штатная военная структура была создана по образцу и подобию армянской армии. Но она не в состоянии сама вести крупномасштабные оборонительные действия, потому что современная война – это не пехотинец с автоматом в окопе. Это спутниковая разведка, беспилотники, армейская авиация, серьёзнейшие комплексы ПВО, тяжёлая техника, инженерные войска, связь. И уж только потом – бойцы. Так чтопротив объединённой армии Азербайджана и Турции, которая полностью его поддерживает, шансов у Карабаха, конечно, нет.

Поэтому то, что сейчас наступило перемирие, – очень хороший сигнал. Это говорит о том, что кровопролитие остановлено, Нагорный Карабах и Баку будут договариваться о какой-то мирной интеграции региона в правовое пространство Азербайджана. Этот процесс неизбежен, и Армения сама выбрала такой путь.

Вероятность того, что боевые действия возобновятся, есть всегда, потому что напряжение между странами остаётся достаточно высоким. Но мы понимаем, что территориальные свои вопросы они в принципе решили.

Азербайджан, кстати, не заявляет, что в его цели входит изгнание из Нагорного Карабаха нелояльного населения. Он говорит, что готов этим гражданам полностью открыть двери в гражданство, свою правовую систему, что они не будут ущемлены, что регион будет приводиться к стандартами социального обеспечения и здравоохранения, принятым в стране. То есть фактически Баку заявляет о том, что будет вкладывать в Карабах деньги.

Будем откровенны, Азербайджан, имея очень большие нефтяные и другие ресурсы, имеет силы вложить в развитие региона много: дороги, здравоохранение, школы и всё остальное. Он может учесть опыт стран, где есть территории с высоким процентов этнических групп, говорящих на другом языке. Там можно сделать какую-то автономию, дать возможность использования двух языков в административных документах и при обучении в школах, а не полностью погружать население в азербайджанскую ментальную среду, разрушать церкви и школы.

Горе Карабаха: какие решения Армении предопределили судьбу региона
Фото: ТАСС

Руководство республики декларирует именно такие цели. Как это будет на практике происходить – посмотрим. Но важно, что пока российские миротворцы находятся там, то есть до 25-го года, они являются некими гарантами того, что население Карабаха не будут притеснять.

Собирается ли Иран противодействовать Азербайджану? Такая информация распространяется некоторыми группами людей, но это миф, потому что с экономической и территориальной точек зрения, у них нет взаимных претензий.

Если Азербайджан нападёт на Армению как таковую – в территориях границ 91-го года, тогда всеми сторонами это будет трактоваться уже как агрессия, и, возможно, здесь Тегеран поддержит Ереван. Но пока мы не видим ни таких заявлений, ни предпосылок. Более того, соединение Нахичевани с Азербайджаном происходит по территории Ирана. То есть Тегеран является, скажем так, держателем пуповины, связывающей анклав с его родной территорией.

Сможет ли Пашинян сохранить власть? Сложно сказать. Мы видим, что при проигранной второй Карабахской войне и огромных жертвах, которых он мог избежать, ему удалось переизбраться на второй срок.

Некий эмоциональный посыл в Ереване уже стих – наутро все митинги разошлись. Вероятно, пока он удержится у власти и попытается населению эту историю с Карабахом подать в другом свете. Возможно, он перенаправит гнев народных в адрес России или ещё как-то его трансформирует в интересах американцев.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем