Разобщённая жертва: почему Карабах ни с кем не будет счастлив
Главная катастрофа продолжается. Главная геополитическая катастрофа XX века. Распад СССР продолжает трещинами прорезать его отпавшие части, оставшиеся без централизованного правительства, учитывающего интересы всех народов, входящих в сверхдержаву.
Раскол прошёл гораздо глубже и раздробил огромное государство вовсе не по проведённым административным границам. Он прошёл по землям, сердцам и умам, по семьям по всему укладу жизни людей. Закончится он на нашем веку или нет – можно только гадать, но сегодня не даёт нам надежд, что окончательное умиротворение измельчавших интересов новых государств наступит быстро.
Ни одна из бывших частей Союза не избежала противостояния внутри себя или с соседями. Даже скучная, как снулая килька, Прибалтика, ставшая куда менее европейской под управлением евробюрократии, чем была при Политбюро, не избежала конфликта. Кроме претензий к соседней РФ, возникли нерешаемые противоречия между самими гражданами и теми, кому было отказано.
И если претензии к России постепенно наращивают градус, а возможно, приближаются к точке кипения, то внутреннее брожение из-за темперамента местных жителей и невнимания к этим малым странам со стороны мейджоров западной медиасферы, не так заметны. Но они есть. Не сомневайтесь. Как есть и возрастающие хищнические намерения оттяпать куски со стороны наиболее невоспитанных и наименее рациональных новиопов – той же Польши, видящей Виленский край Литвы своим воеводством.
Что уж говорить про горячих южан! Столкнувшись раз, потом другой, третий, они будут продолжать биться в созданные ими же ради «национальных» интересов преграды. Конфликт между Арменией и Азербайджаном за Арцах-Карабах – лишь один из многих, что происходят сейчас.
Вся Средняя Азия сегодня – это клубок противоречий: политических, националистических, реваншистских, идеологических, религиозных, племенных, хозяйственных, ресурсных – всех и не описать. Кавказ пылает, как и 200 лет назад.
Проявляющая себя редким спокойствием и стабильностью Белоруссия постоянно подвергается внешнему давлению со стороны других осколков СССР. И тоже не может оставаться в стороне от этого мега-процесса. Глобальной катастрофы.
Объединение народов во имя более грандиозных целей и планов, перед которыми мельчают самые амбициозные мечты национальных правительств бывших республик – единственный способ положить конец этому бесконечному дроблению. Короткие периоды затишья, возникающие от усталости или от перегрева, всё равно воспламеняются снова.
Карабахский конфликт и проигрыш в нём одной из сторон 30 лет назад и другой – год назад не приносит удовлетворения ни той, ни другой. Даже если взять окуджавовскую «Молитву», где меланхоличный автор-исполнитель просит дать всем сёстрам по серьгам, даже если бы был не один Арцах, а два, и каждый из противников получил бы свой – даже тогда конфликт бы не исчерпал себя. Он принёс столько горя и столько слёз. Он породил столько несбывающихся надежд. Он создал столько очагов напряжённости. Что не сможет решиться, пока не наступит примирение ради чего-то более важного.
Это важное было у нас, когда мы были вместе. Нас связывало большее, чем было бы у каждого из нас, если бы мы поделили всё по справедливости и добавили бы бонусы из песенки Булата Шалвовича. Народы, сделавшиеся единым сверхнародом, управляющим мощью сверхдержавы, и ответственность имели гигантскую. Перед теми, кто составлял эту семью республик. Перед соседями и друзьями. Перед «вероятным противником», с которым у нас были отношения не в пример лучше, чем сегодня, когда противник обнаглел от нашей слабости вследствие раскола. Перед всем человечеством, в развитие которого мы вносили, кроме нашего собственного самобытного вклада, общий вклад – несоизмеримо больший, чем сумма всех слагаемых.
Можно критиковать неумелое и заподозренное в продажности – кстати, не беспочвенно, – правительство Армении, возглавляемое случайным прохожим, самодеятельным пройдохой, с наполеоновскими прихватами. Можно выражать сколько угодно недовольство политикой Азербайджана, возглавляемого семейным кланом уважаемых товарищей Алиевых в нескольких поколениях. Можно пенять на происки врагов-англосаксов, которые снова ворошат старые заскорузлые противоречия и пытаются выдоить себе из войн и смертей хоть шерсти клок, чтоб заткнуть очередную дыру в прохудившихся делах. Можно гневно осуждать соседние Турцию и Иран, которые также вмешиваются в конфликт, и тоже не от хорошей жизни. Всё это лишь реакция на симптомы.
Самой болезни мы в таком анализе не обнаружим. Её возбудитель живёт во всех нас, обездоленных распадом большой семьи. Семьи со своими предрассудками, соперничеством. Не всегда гладко ладящей. Не во всём согласной друг с другом. Но семьи, которую мы потеряли. Потеряли досадно и даже постыдно – поддавшись на пошлый звон «национальных интересов», который заглушил в нас голос разума.
Речь ведь не о сохранении даже единого государства. Хотя это было государство уникальное. Уходящее корнями в глубь веков и постоянно обновляющееся. Государство, пережившее невероятный натиск снаружи. И государство, сумевшее переучредить себя на новых принципах, учитывающих волю всех народов. А лишние тогда отпали, «потому что и не были наши». Но мы-то все были наши. И не нам делиться на правых и неправых, если правда, которая нас объединяла, звучала искренне в течение поколений.
Кого бы ни выбрал Карабах, он не будет счастлив без всех остальных. Кто бы ни завладел Арцахом, он не будет чувствовать себя в безопасности. Кто бы ни стремился отнести родной дом, словно это трейлер или фуд-трак, на стоянку Евросоюза и НАТО, он не получит того, что желает. Все замыслы и планы, с каким бы размахом ни презентовали их вам, не осуществятся к вашему удовлетворению. Потому что всё это – неправильная мечта.
Она неправильная потому, что изначально основана на ложной посылке, что у нас есть какая-то своя отдельная пьеса в этом мире, которую только нам играть в нашем «национальном театре». У англосаксов, украинцев, таджиков, армян и азербайджанцев, русских и других коренных народов России такой национальный театр, как мы видим, быстро становится погорелым.
Нам и не надо, может быть, соединяться под одной крышей – под сенью централизованного правительства. Мы должны носить его главную заповедь в своём сердце – только вместе мы чего-то стоим. Когда нас разобщают, мы становимся жалкой жертвой для неумеренного хищника, с его только разгорающимся аппетитом.
Любая формальная организация, фиксирующая наш общий, а не частный, интерес – это плюс. ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС – да! Но мы сами перестали чувствовать себя представителем и частью человечества, разогнанные по квартирам, в каждой из которых так легко развести пожар, пока мы заняты тем, что смотрим друг на друга волком.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.