рубрики

Предчувствие африканской войны: как борьба внутри одного клана в Нигере стала проблемой Запада
Фото © TASS / Djibo Issifou

Мы это предсказывали. Переворот, начавшийся как протест узкой группы военных против кадровых чисток, поставил Париж в такое трудное положение, что впору воевать.

Франция начала эвакуацию своих граждан из Нигера. Уже в среду может начать и бомбардировки военных объектов.

Больше всего Францию бесит, что Россия, даже не участвуя в организации мятежа, может получить с него огромную выгоду.

Французские газеты в ужасе повторяют слова политолога Арно Дюбьена, что в Африке «русские – ничем не скомпрометировавшая себя сила, способная на лидерство». Возмущению интеллектуалов нет предела: и это результат девяти лет информационной войны против Москвы?

Париж сам загнал себя в угол. Нигерцам сложно понять, чем этот военный переворот хуже предыдущего, который был поддержан – если не организован – Францией. Ведь оба мятежа совершили одни и те же люди.

И чем события в Нигере отличаются от майдана на Украине? Почему Киеву за протесты – миллиарды евро поддержки, а Нигеру – только убийственный труд детей на урановых шахтах?

Неудивительно стихийное появление на демонстрациях российских флагов и портретов Путина. Наша страна в Нигере воспринимается как главный борец за мировую справедливость.

Предчувствие африканской войны: как борьба внутри одного клана в Нигере стала проблемой Запада
Фото © TASS / OLIVIER MATTHYS

Реакция Макрона на триколоры была предсказуемой. Париж мобилизовал карманную организацию ЭКОВАС – Экономическое сообщество стран Западной Африки – и на её экстренном саммите в столице соседней Нигерии устами подконтрольных лидеров пригрозил применить военную силу, если мятежники не «восстановят конституционный порядок».

Против Нигера ввели санкции – заморозили активы в западных банках.

А в ответ Нигер приостановил экспорт урана и золота во Францию. Вот это удар, как говорится, ниже пояса, потому что нигерийский уран – основное топливо французских АЭС.

Вряд ли Париж легко согласится с потерей Нигера, тем более что именно в этой стране размещается крупнейший французский воинский контингент Африки, выведенный из Мали. Но и сил воевать у европейцев немного – из Мали ведь их изгнали местные при поддержке ЧВК «Вагнер».

Нет единства и в ЭКОВАС. Из 15 членов этой организации уже четыре страны – Мали, Буркина-Фасо, Гвинея, Нигер – объявлены Западом изгоями и находятся под санкциями. Из десятка оставшихся больше половины смотрят на пример мятежников и ждут, чем дело закончится.

Так что если французам понадобится силовая помощь со стороны африканцев, желающих предоставить её не будет много. Разве что Нигерия, где у власти прозападное правительство. Впрочем, пару лет назад и Мали с Нигером считались европейскими бастионами. А потом они захотели перераспределить прибыль от собственных же ресурсов, и всё началось.

Ситуация для Парижа напоминает шахматный цугцванг, когда с каждым ходом положение игрока становится хуже. Война против своего главного поставщика уранового сырья – настоящий кошмар. Но и потерять его для Парижа критично.

Отрезать себя от поставок дешёвых энергоносителей из России, а потом ещё и потерять ресурс из Африки – этот результат слабоумия обитателей «райского сада» войдёт в учебники истории предостережением будущих поколений.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем