рубрики

Третий срок не враг: почему президент Узбекистана повернулся к России
Фото © Пресс-служба президента Узбекистана

Шавкат Мирзиёев переизбран на третий срок – теперь он будет править до 2040-го. Для России это ещё одна победа в борьбе за создание многополярного мира.

Мирзиёев в 2016 году возглавил республику после смерти первого президента Ислама Каримова. А при Каримове Россия чуть не потеряла Узбекистан.

В стране, заявившей о выходе из ОДКБ, появились две американские военные базы. Практически все важные нефтегазовые и урановые месторождения были отданы на откуп американцам и французам.

Но вскоре узбекские власти убедились, что западные партнёры не могут помочь Ташкенту преодолеть его главную экономическую проблему – изолированность от мировых рынков. К тому же США и Франция не собирались инвестировать в несырьевые отрасли республики.

Зато американцы вкладывали средства в развитие сетей неправительственных организаций, где практически открыто выращивали пятую колонну из махровых исламистов и националистов.

Но в Узбекистане, откуда каждый год миллионы рабочих уезжают на заработки в Россию, общество сформировало запрос на развитие добрососедских отношений с Москвой.

Мирзиёеву досрочные выборы понадобились именно для того, чтобы показать: его поворот от Запада в сторону евразийских партнёров поддерживает население.

Год назад, когда президент Мирзиёев объявил о конституционной реформе, позволяющей ему пойти на новый срок, в провинции Каракалпакстане западные грантососы попытались разжечь цветную революцию.

Попытка мятежа была подавлена армией за несколько дней. Не обошлось, конечно, без громких криков об угрозе демократии в западных СМИ.

Вашингтон продолжит попытки оторвать Узбекистан от России. На Мирзиёева будут колоссально давить, требовать отказа от его политики. Именно сейчас, когда внимание России сосредоточено на Украине, для США удобное время вредить нам на других направлениях.

Россия вместе с Китаем и Турцией входит в тройку главных иностранных инвесторов в Узбекистане. Наш бизнес вкладывает деньги в производство овощей, развитие железных дорог и проект космической обсерватории.

Но главный объект – стройплощадка АЭС в Джизакской области. Во-первых, она полностью решит проблему нехватки электроэнергии в республике. Во-вторых, АЭС потребуется узбекский уран, который сейчас экспортируется в страны Запада. Франция инвестирует в урановую добычу Узбекистана, надеясь сбить мировые цены. Ей нужно обеспечивать свои АЭС. У России же интерес прямо противоположный – держать мировые цены высокими.

Развивать особые отношения с Узбекистаном Москву побуждают также политические колебания властей Казахстана. Долгие годы мы смотрели на эту страну как на своего главного партнёра в Средней Азии. А теперь настораживает рост националистических настроений в Казахстане. Пришло время создать в регионе систему сдержек и противовесов.

Что может противопоставить этому Госдеп США? Методички о советской «оккупации» и вопли проплаченных агентов о «засилье русского языка» уже звучали в Ташкенте во время предвыборной кампании.

На Украине эти примитивные приёмы постепенно сработали. В Госдепе могут считать, что борьба за умы узбекских граждан только начинается. Так что нашим политикам и дипломатам следует быть начеку.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем