Картина без масла: два безупречных фильма о ностальгии по СССР
Вот двадцать лет и прошло. В 2003-м вышли две европейские знаковые для киногурманов ленты в пользу СССР, которые своими создателями таковыми, быть может, и не воспринимались. Эти картины почти забылись, но именно теперь особенно актуальны.
Курдский режиссёр Хинер Салеем, живущий в Париже, снял в Армении пронзительный игровой фильм о сиротстве людей после краха советской империи. Назывался опус «Водка Лимон». Сделан мастерски.
Испустившая дух империя – зрелище не для слабонервных. Особенно на окраинах. Быть может, поэт и прав: «Если выпало в Империи родиться…». На то Бродский и лауреат.
Но если выпало с империей проститься – считаю, что лучше это сделать в метрополии. Потому как слишком люто становится в такое время на периферии.
В том же году грузины сделали нечто похожее – свой фильм парижской выделки о постимперской неприкаянности. Вернее, как и в первом случае, за них это сделали иностранцы.
Лента называлась «С тех пор, как уехал Отар», сняла её француженка Жюли Бертуччелли.
Простая история. Грузия в девяностые при президенте Шеварднадзе. Медик, уехавший во Францию на заработки – единственный свет в окошке для матери. Шлёт из Парижа, в котором работает таджиком без визы, душевные письма. Потом гибнет, сорвавшись со стропил. Родственники решают от матери это скрыть.
Там все дурацкие семейные споры, типичные для эпохи. Бабка – поклонница Сталина, мать считает его демоном, а сестре героя всё равно. Ни газа, ни воды, электричество гаснет. Но гуманитарная интеллигенция отказывается связать свою нищету с крахом ненавидимой советской власти. И все сочиняют для матери письма за покойника, придумывая ему продолжение судьбы.
В обеих картинах есть свои минусы, даже явные проколы. Но в целом они эстетически безупречны. Настоящее кино.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.