рубрики

Реверанс Никсона: как Москва и Вашингтон не смогли закончить холодную войну
Фото: ТАСС / Мусаэльян Владимир ,Соболев Валентин

Ровно 50 лет назад, 24 июня 1973 года, Леонид Брежнев объявил о её завершении – после подписания договора, в котором СССР и США пообещали никогда не нападать друг на друга.

Кстати, он ещё действует.

Конечно, президент США Ричард Никсон не просто так пошёл на подписание документа. В США царила настоящая депрессия из-за проигранной войны во Вьетнаме, инфляции и топливного кризиса. А тут ещё и ФБР, недовольное, что Никсон поставил во главе бюро своего протеже, взялось за расследование Уотергейтского скандала, сливая в прессу все секреты и подробности дела. Никсону позитивная повестка была нужна как воздух.

Брежневу тоже был необходим договор – в качестве мести Китаю и Югославии, которые в те годы начали активное сближение с Западом. Леонид Ильич не скрывал желания показать отщепенцам, что на самом деле они нужны Западу только в качестве пушечного мяса.

Именно поэтому влиятельный советник Белого Дома Генри Киссинджер, которого ныне в российских СМИ любят представлять миролюбивым политиком, был категорически против соглашения. Он сделал всё, чтобы заретушировать формулировки, например вместо «ядерное нападение» написал «использование силы», вместо «явная угроза войны» – «эскалация напряжённости». Вроде бы одно и то же, но смысл документа от такой замены становится расплывчатым.

Киссинджер же настоял, чтобы в документе отсутствовали какие-либо обязательства сторон. Например, если одна отказывает другой в срочных переговорах по разъяснению позиций (как это произошло в 2022-м накануне спецоперации), то что будет?

Тем не менее получившийся после долгих согласований договор произвёл в мире оглушительный эффект – впервые две ядерные сверхдержавы сняли с повестки дня угрозу прямого обмена ударами. И мировые СМИ заговорили о «разрядке международных отношений».

Разрядка оказалась недолгой. Уже в 1979 году пришедший к власти Джимми Картер решил изменить ядерную доктрину – дескать, можно не развязывать самоубийственный конфликт на взаимное уничтожение, а просто обменяться с Москвой серией тактических ударов.

Позже выяснилось, что к реальной военной стратегии это не имело отношения. Просто постарались лоббисты оборонки – подрядчикам Пентагона очень хотелось производить как можно больше ракет, больших и маленьких. Так была запущена программа размещения американских «Першингов» в Европе. Разрядку сдали в утиль.

Нынешнее состояние отношений США и России очень напоминает враждебную атмосферу начала семидесятых – до позорного бегства из Сайгона многие американцы не верили, что они проиграли войну во Вьетнаме. Вероятно, скоро американцы вновь запросят у нас переговоры о контроле над вооружениями.

И Москве будет важно, вспомнив уроки Брежнева и Киссинджера, зорко следить за руками партнёров. Потому что, как выяснилось, верить джентльменам на слово нельзя.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем