Большая вера: как РПЦ вернула себе влияние в обществе
Ровно 35 лет назад Русская православная церковь вышла из своего полузапретного состояния. Произошло это во время празднования 1000-летия Крещения Руси.
Праздничные события сначала планировались как внутрицерковные, но приобрели государственный масштаб и привели к кардинальным переменам в жизни страны.
Путь Церкви к «повторному Крещению», как позже стали именовать праздник 1988 года, был непрост. Еще в 1980 году Синод постановил начать подготовку к юбилею, не предполагая, впрочем, того масштаба, который в итоге приобрело это событие.
Но Леонид Ильич Брежнев, видимо, опечаленный разладом в собственной семье, неожиданно распорядился создать государственную комиссию по подготовке к юбилею и вернуть Церкви несколько знаковых храмов и монастырей – в том числе комплекс Данилова монастыря.
Постепенно в СМИ стихла антирелигиозная пропаганда, которой были сыты советские граждане. К 1988 году храмы – впрочем, ещё немногочисленные – ломились от народа, то ли внезапно вспомнившего о своих духовных корнях, то ли решившего соответствовать новой моде.
Из сегодняшней Москвы трудно оценить те перемены. Сначала это действительно была во многом мода. Но постепенно у нас появились и современные священники, открывающие приюты для бездомных, и прихожане, которые за собственные средства восстанавливали храмы.
Конечно, у усилившей влияние на умы Церкви возникли и новые соблазны. Один из них – близость к власти. Тот соблазн, который, по контрасту с нашей Церковью, не смогла преодолеть украинская, где пришедшие к власти после майдана нацики и выкормыши Сороса превратили её в оруэлловское Министерство мысли. Начали со спиливания Поклонного креста в центре Киева, а закончили настоящей войной с православием.
Как раз вчера монахам Киево-Печерской лавры поставили ультиматум с требованием немедленно очистить помещения монастыря.
А помните, какой вой подняли европейские «правозащитники» по поводу процесса над кощунницами из Pussy Riot, который, кажется, был совсем в другой жизни, хотя всего-то прошло десять лет? Дескать, в Европе такое и представить нельзя.
Конечно, нельзя – в Европе храмы теперь закрываются один за другим, а христианству объявлена настоящая война со стороны бесноватых идеологов трансгендерного миропорядка.
Нет ничего удивительного, что многие нынешние фигуранты того процесса сегодня воюют на стороне ВСУ против русских людей – маски сняты, и нет уже никакой нужды скрывать своё гнилое бесовское нутро. Всего за 35 лет Россия – вернее, русская цивилизация – худо-бедно, но прошла путь от гонений на религию и государственного безбожия до единственного в мире хранителя православия. Единственной страной в мире, не испугавшейся бросить вызов новому миропорядку, встать на защиту традиционных семейных ценностей.
Это путь Савла, ставшего апостолом Павлом. Он никогда не бывает простым и безболезненным.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.