рубрики

Бендеры за русских: как Молдавия входила в состав Российской империи
Фото © wikipedia.org

Ровно 205 лет назад, 11 мая 1818 года, государь Александр I издал устав образования Бессарабской области. Земли нынешней Молдавии по итогам выигранной у турок войны стали российскими. Теперь в Кишинёве эту память пытаются искоренить.

Но уроки истории беспощадны: что было пустошью до России – приходит в запустение и после её ухода.

Бессарабия – область между Чёрным морем и реками Прут, Днестр и Дунай. Всеми империями считалась за богом забытую окраину.

Во времена Рима сюда – в городок Томы на берегу Понта (сейчас это румынский Констанца) – был сослан поэт Овидий. Габсбурги именовали эти земли Дикой пустошью, границей европейского мира. Османская империя, заняв их, держала лишь десяток крепостей с небольшими гарнизонами. Они присматривали за кочующими цыганами. Правители провинции назначались султаном из числа греков Константинополя.

И только Россия увидела перспективу в Бессарабии, отошедшей от Османской империи по Бухарестскому трактату 1812 года. «В Кишинёве почти все говорят по-французски. Дамы любят музыку, танцы такие же, как и в столице». Это о том городке из глинобитных домов с камышовыми крышами, через который в апреле 1818 года проехал Александр I.

До этого шесть лет Бессарабия была прифронтовой зоной. Там собрались авантюристы всех мастей – гусары, сибирские казаки, маркитантки, турецкие контрабандисты, беглые итальянские карбонарии и греческие националисты. Не было только земледельцев и работяг.

Когда государь приказал присоединить земли к России – основали комитет для поиска крестьян. На новые земли в числе петербургских чиновников прибыл и сосланный за эпиграммы Пушкин: ему поручили переводить на имевший здесь хождение французский язык (близкий к молдавскому) российские законы. И на русский – молдавские. Трёхлетняя ссылка стала плодотворным периодом жизни поэта.

Генерал Инзов считал, что столицу Бессарабии уместнее разместить не в Кишинёве, а в крепости Бендеры – и положение удобное, и крупнейший порт на реке Днестр. Но государь был настроен возродить средневековое Великое Молдавское княжество, давнего союзника Москвы. Именно поэтому столицей сделали Кишинёв, а по дальним карпатским деревням собрали потомков молдавских бояр – для них это было уникальное время прыжка из грязи в князи.

Теперь Бендеры находятся в составе Приднестровской Республики. А процесс румынизации Молдавии усилиями румынской же гражданки Майи Санду, занимающей пост президента республики, вышел на финишную прямую: местные националисты поставили задачу искоренить не только всё русское, но и само напоминание о прошлой связи с Россией.

Однако быть глухой окраиной европейской недоимперии – не тот путь, которого достойна Молдавия.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем