рубрики

Беловежские – пуще: зачем из «Песняров» делают рок
Кадр из сериала «За полчаса до весны»

Грядёт грандиозная, судя по шуму, премьера сериала, по-дикарски – байопика, на федеральном ТВ. В воскресенье крутили предваряющий ролик.

Байопик (ещё раз простите мне полинезийский) «За полчаса до весны» посвящён белорусским «Песнярам», уникальному музыкальному коллективу времён бархатного брежневского авторитаризма. Выдающемуся, узнаваемому на фоне стандартных ВИА. Его потом пытались копировать – «Сябры» эпигонствовали, и вполне успешно.

Сериал ещё недоступен. Но удивило, что создатели анонса зачем-то попытались прилепить «Песняров» к рок-культуре. Дескать, с битлами на дружеской ноге, Led Zeppelin затыкали за пояс. Вся Америка, мол, на ушах стояла от гастролей советских музыкантов.

На короткое время обмануть юное поколение можно. Время это – между анонсом и выходом сериала. Ну а дальше что? Они же позырят и поймут, что их обманули.

Да, были у песняров отдельные композиции с претензией на андеграунд. Но то эксперименты, которые можно перечесть по пальцам одной руки.

Беловежские – пуще: зачем из «Песняров» делают рок
Фото © ТАСС / Денисов Роман / Белорусский ансамбль «Песняры».

Да, они покорили Америку – нонконформистские кампусы университетов. Студенты считали «Песняров» занятной этникой, как коллективы из Африки и Латинской Америки.

И, разумеется, им поступали предложения делать карьеру за океаном. На какое-то время их действительно можно было бы там раскрутить. А с политической стороны бегство «Песняров» стало бы антисоветской бомбой.

Но к рок-музыке они отношения не имели. Причём негатива я в это утверждение не вкладываю. Напротив, «Песняры» – самобытное явление, уникальная культура, не нуждающаяся в жанровых подпорках. Не надо выдумывать, что Джимми Пейдж с Робертом Плантом вешались от творческого бессилия, слушая «Вологду».

Лидер «Песняров» Владимир Мулявин был бесподобен. Таких ослепительных музыкальных коллективов долго ещё не будет.

Вспоминается история тридцатилетней давности с неуместным хождением в рок ВИА «Цветы». Там, правда, не другие за покойников решали, а инициатива исходила от самого основателя, Стаса Намина, он же Микоян.

В конце восьмидесятых его компания стала выпускать виниловые пластинки того, что любил сам Стас, – легендарных тяжёлых исполнителей. Скопировал он, например, почти все диски Black Sabbath и Motorhead. И вместе с ними запузырил пластинки своих, на тот момент давно распавшихся «Цветов».

Стас объявил их творчество «софт-роком» и снабдил фантастическими воспоминаниями поклонников, согласно которым от «Цветов» писал счастьем весь Советский Союз, а билеты перепродавались по диким ценам. Ну и, понятно, кровавая гэбня зажимала.

Цветковые, таким образом, становились в один ряд с мировыми монстрами тяжёлого рока, не только не уступая, но даже как бы оставляя последних далеко позади.

Так что, мои молодые читатели, фильтруйте чужой базар. Много пурги метут по вашу душу.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем