Хатынь, одна из многих: как 80 лет назад бандеровцы сожгли живьём целое село
Одно из самых громких злодеяний на нашей земле пособников Гитлера, украинских националистов. Истребление жителей Хатыни – эпизод настоящего геноцида белорусского и русского народов.
Началась трагедия с рутинной партизанской операции бригады «Народные мстители», которой командовал Дядя Вася, комбриг Василий Воронянский. Про других бойцов этой бригады недавно вышел фильм «Праведник».
Рано утром 22 марта 1943 года три десятка партизан перерезали телеграфные провода, а сами сели в засаду поджидать ремонтников – чем меньше связистов у фрицев, тем лучше для фронта. Но в засаду попал более крупный зверь – командир роты полицейского охранного батальона капитан Ганс Вёльке. Между прочим, олимпийский чемпион 1936 года в толкании ядра. Любимый спортсмен фюрера.
С началом войны Вёльке пошёл добровольцем на Восточный фронт, о чём, разумеется, раструбила немецкая пропаганда. Служил Ганс преимущественно в тылу – командовал украинскими националистами, которых набирали в полицейские батальоны для самой грязной работы.
Гансу не повезло – «мстители» пристрелили его первой же очередью. И командир его батальона Эрих Кёрнер, представив, что с ним сделает фюрер, узнав о смерти любимчика, тут же приказал уничтожить всех партизан в округе. Но убивать гитлеровцы стали не партизан, а вообще всех, кто попадётся на пути.
Первым делом полицаи расстреляли встретившихся в лесу женщин-лесорубов из деревни Козыри. Их было 26. Затем бандеровцы вышли к селу Хатынь, где насчитывалось три десятка дворов. Всё имевшееся население, стариков да женщин с детьми согнали в сарай, облили его бензином и подожгли.
Когда обезумевшие от ужаса женщины выломали двери изнутри, бандеровцы расстреливали из пулемётов всех, кто пытался вырваться из пламени. Погибли 149 человек, из них 75 детей. Чудом спаслись лишь пятеро ребятишек и единственный взрослый – кузнец Иосиф Каминский. Он пришёл в себя уже ночью и сумел найти среди тел односельчан своего сына Адама. Смертельно раненный ребёнок умер на руках отца.
Спустя годы создатели мемориала в Хатыни, что расположен в Минской области, запечатлели страшную сцену – отца, несущего обгоревшего мальчика на руках, – в скульптуре «Непокорённый человек».
В послевоенной стране сначала вовсе не знали ни о каком сожжении Хатыни: после карательной акции гитлеровцев деревня заросла травой, как и тысячи других, бесследно сгинувших. Вспомнили о ней только в конце 1960-х, благодаря тогдашнему партийному руководителю Белоруссии Кириллу Мазурову. Во время охоты в лесу он увидел останки домов и расспросил егерей.
Затем в архивах стали поднимать документы и выяснили: таких деревень были сотни. На сегодня известно о 850 населённых пунктах в Белоруссии, уничтоженных карателями.
Летом 1969 года в Хатыни открыли мемориал. А ещё был жив начальник штаба того полицейского батальона Григорий Васюра, который лично командовал сожжением людей. В послевоенной неразберихе бандеровец спокойно устроился на работу в совхоз под Киевом. Со временем «дослужился» там до завхоза. И не скрывался. А чего бояться, если Хрущёв простил бандеровцев и выпустил из лагерей?
Васюра настолько обнаглел, что, подделав документы, вступил в КПСС, получил медаль «Ветеран труда», стал почётным курсантом Киевского военного училища. Рассказывал там молодёжи, как «бил фашистов».
Подвело его тщеславие. В 1985 году к 40-летию Победы бандеровец захотел орден. И только тогда в КГБ всерьёз проверили биографию Васюры – так и вскрылась правда. Карателя судили и расстреляли.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.