рубрики

Клубок путешественников: иноагенты в Риге читают пьесу о Сталине
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

Была такая песня у Булата Шалвовича – неофициальный гимн снобирующей советской интеллигенции: «Дураки обожают собираться в стаю. Впереди их главный во всей красе. В детстве я верил, что однажды встану, а дураков-то нету – улетели все».

И вот мечта окуждав неожиданным образом осуществилась – в Ригу, ставшую центром антироссийского блеяния, прилетела почти вся стая.

Стая собиралась долго и отовсюду. Кроме разного жулья и служащих юрлиц-иноагентов затесались в неё и популярные наследники славы отцов: спортивный обозреватель, которому новое время дало шанс приватизировать отцовское место на телевидении; дочка директора крупного музея; критик-переросток, тянущий шлейф неудачных романов матери-барда; неучи и просто примкнувшие к стае бездельники, бросившие родные гнёзда и невыплаченные алименты ради чувства превосходства по-окуджавьи.

И вот во всей красе прибыл главный. Собственно, в иерархии демонов не самый верховный Азазелло, а так, подручный. Подай-принеси, выпучи глаз, цыкни кривым зубом. Но стае достаточно. Пусть он и не носитель смысла, а исполнитель. Но лицо знакомо миллионам, в отличие от радио-идущих и многочисленных ушибленных незаслуженно высоким окладом.

Актёр Филиппенко. Отец «взрослой дочери молодого человека», запомнившийся декламациями про «козла на саксе» и «чучу» – артистичным чтением по телевизору текста драматурга Виктора Славкина.

Клубок путешественников: иноагенты в Риге читают пьесу о Сталине
Фото: Игорь Иванко / АГН Москва

Роль ему в прибалтийских Палестинах уже приготовлена. Роль, как водится, в фарсе. Смеховая культура Одессы, прижившаяся на советском телевидении с разрешения и по поручению генерала Бобкова из Пятого управления КГБ, распространила за десятилетия своё влияние. Она фактически выдавила культуру смыслов, заменив её гэгами, сарказмом, зубоскальством.

Существование такого формата жизненно необходимо обществу, чьей культурной базой являются произведения высокого полёта. Но на пустом месте обилие ржаки вовлекает общество в самосожжение пошлостью.

Много лет культура, созданная лучшими представителями народов большой России, служила нам и парусом в пути, и щитом от всепроникающей пошлятины. Затем в культуре случилось падение, а точнее, «западение». Именно западный стандарт увеселений закрепился в новом времени. И, кстати, не без того же генерала, ставшего куратором НТВ Гусинского, согласно должности при олигархе. Всякие «Куклы, скандалы, расследования намедни…». Птенцы гнезда Бобкова обязаны ему карьерой и узнаваемостью. Мавр сделал своё дело – собрал самозванных «недураков» в стаю.

Одним из надутых культурных центров – центров культа и восхищения всем западным – была когда-то советская Прибалтика. Там бился европульс. Там была такая пульсирующая геморройная вена. Туда были устремлены взоры модниц и эстетов, восхищавшихся, как там всё чистенько и скупо («элегантно»). Что на фоне гигантского разнообразия огромной страны казалось островком безопасности и уединения для «умных» – коллективной окуджавы с её надуманным превосходством над трудящимися.

Сформировался клуб путешественников в Прибалтику. Обмен впечатлениями стал религиозным обрядом. Фетиши, привезённые из Прибалтики, – священным граалем. Личная убеждённость в том, что их претензия имеет какой-то законный постамент, давала «умным» энергию рассуждать о ценностях. Даже поучать.

Налетевший с Запада ветер перемен быстро разметал магию журнала «Ригас Модас» по неметёным улицам Риги. Пляжи Анталии стали доступны, а там было настоящее море, не юрмальский субститут с его псевдоевропейскими субститутками. И выветрилась ядовитая микстура рижского бальзама из глиняной бутылки, что опустевшей хранилась в домах окуджавы.

Новая жизнь Прибалтики – центра русофобии НАТО на восточном фланге – это опустевшие улицы некогда бурлящей Риги, тоска и запустение Паневежеского театра, гремевшего на весь Союз созвездием актёров, похмельное уныние Таллина. Единственное, что даёт им видимость жизни, – фарс под названием «демократия», в котором покачиваются статисты, танцующие у виселицы истории.

Клубок путешественников: иноагенты в Риге читают пьесу о Сталине
Фото: wikipedia.org / Драматический театр Юозаса Мильтиниса (Паневежский драматический театр)

Вот туда и летит на бреющем наша усталая стая. Хочет угнездить свой клубок путешественников, несущий фарс и лубок вместо культуры.

Спектакль «Как мыши кота хоронили» – старинный лубочный сюжет. Очень русский по духу. Имеющий подтекст и философский, и ироничный. «Как мы хоронили Сталина» рассказывают кукушата и неопрятные выкидыши, среди которых отпрыски фамилий, обязанных именно Сталину своим возвышением. Участие их в этой злобной и показушной низости – форма отказа от себя ради места в стае, которой обещано кормление.

Взрослый дурак, вылупившийся из молодого человека со взрослой дочерью, придаёт этой скрипучей тягомотине о Сталине и о себе ускорение свободы – свободного падения. Чем больше протухших звёзд, некогда взошедших на небосклон благодаря любви народа, впряжётся в эту повозку в качестве ослов, тем вернее она кувырнётся, подавив их раздутое непомерно тщеславие.

Повозка уже несётся без оглядки к краю Эйкумкены. В бездну отчаяния, какой стала Рига для изгоев. И, судя по напряжённым сфинктерам участников гастро-астрального тура, отверженных от Тель-Авива до Риги, таким «звёздам числа нет, бездне – дна».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем