рубрики

Макрону места не оставят: к чему приведут миллионные протесты французов
Фото: TASS / AP / Christophe Ena

Париж и другие города европейской страны охвачены общенациональными протестами. Их уже сравнивают с «красным маем» 1968 года. Полтора миллиона граждан на улицах выказывают недовольство президентом Эммануэлем Макроном.

Профсоюзы подсчитали, что один день общенациональной забастовки обходится бюджету страны в 1,5 млрд евро. Стачка объявлена бессрочной. Встали даже три из четырёх терминалов сжиженного американского газа. Из парижского Орли отменяются авиарейсы.

Горящие мусорки, разбитые витрины в десятках городов, разгневанные лица. Это далеко не тот лирический образ прекрасной Франции, культивируемый сбежавшими из России.

В отличие от январских миллионных забастовок, к мартовским присоединились энергетики. Забастовали работники десяти ядерных объектов – впервые в истории республики. Им не нравится, что Франция переходит в разряд энергетических лузеров.

А ведь исторически страна была второй в производстве атомной энергии после нашей. АЭС там были государственным приоритетом – конечно, после колониальной политики.

Современная энергосистема Франции – это 56 действующих ядерных реакторов суммарной мощностью 61 ГВт. Страна может теоретически обеспечить себя более чем на две трети энергией атома, которую в Еврокомиссии признали зелёной. При нынешнем дефиците энергии в Европе можно было бы и наращивать экспорт – в ту же Германию.

Но за несколько лет Парижем потеряны почти все возможности поставок топлива на АЭС. Теперь французы не могут покупать дешёвый уран в Австралии, их вышвырнули оттуда конкуренты. И сотрудники АЭС понимают, что скоро могут вообще остаться без работы.

К бунту профсоюзов пока не подключаются парни из этнических предместий. У афро-Франции свои интересы и ценности. Манифестантов, например, крайне волнует вопрос пенсий, а тёмные парни из трущоб c наркотиками в карманах до пенсии часто не доживают.

Чем это закончится? Скорее всего, власти снова будут жестить, как было с «жёлтыми жилетами». Удержится ли режим Макрона? Не факт. «Красный май» 1968-го смёл самого президента де Голля, а уж Макрон по сравнению с легендарным генералом – фигура слишком лёгкая.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем