рубрики

Иосиф и его небратья: почему мы не верим режиссёру Райхельгаузу
Фото © Антон Кардашов / АГН Москва

Бывший худрук «Школы современной пьесы» жалуется: 50 лет служения Мельпомене пошли псу под хвост из-за нескольких неосторожных фраз. Про Украину и русских. Так театральный деятель оказался у разбитого корыта, которое служило ему источником питания.

История о том, как одесский человек, прибывший в Москву в одних сандаликах, покорил театральный олимп, хороша для газет. Советских, в которых перед обедом всегда было приятно почитать о вундеркиндах. Иностранных, где история золушек так ловко подменяет истории о продвижении своих различными кланами.

Райхельгауз, пойманный на русофобских, а вообще-то, человеконенавистнических заявлениях, выступил с опровержением. Мол, не был, не говорил, не участвовал. Недобрые люди (читай – завистники и конкуренты) оболгали и обобрали.

Теперь созданный им театр «Школа современной пьесы» передан в другие руки, а его заслуги перед российской культурой забыты и похоронены. А он за мир и вечную дружбу. И в профиль похож на херувима.

Ну что ж. Допустим, что нужно всегда дать человеку возможность объясниться. Может, ошибся. Или мы ошиблись, а он вовсе и не то хотел сказать.

Райхельгауз умён и осторожен. Полагаю, ему в умении лавировать между официальной линией и свободным высказыванием творческого человека отказать сложно. Всё-таки прожил в условиях пригляда за культурой со стороны компетентных органов чуть не половину своей жизни в искусстве. Достиг высот. Имеет награды и премии.

Вряд ли такой опытный в искусстве скрывать свои истинные намерения деятель допустил бы досадный промах. Режиссёр – профессия диктаторская. Успех его замыслов зависит от черт характера, которые в обычной жизни людям вряд ли понравятся. Он должен настоять, даже когда труппа, съёмочная группа, отдельные индивидуумы не согласны. Он должен уметь смять сопротивление. А в идеале – выдрессировать, чтобы были послушны его волшебному смычку.

При этом нужно оставаться милым для администраций и структур, далёких от творческого процесса, но управляющих кораблём искусств от имени и по поручению.

В случае, если все звёзды сошлись – тут настоял, там прогнулся, – корабль плывёт. Нет – лодка разобьётся о быт.

Учитывая всё это, можно только дивиться, как вьётся ужом Иосиф Херувимыч, стараясь доказать свою безгрешность. Ангел мира, он за всё хорошее, против войны. Он даже Зеленскому об этом писал. Маленький актёр тогда ещё только подавал надежды на тиранию, которые Райхельгауз как опытный деятель не мог не разглядеть.

Иосиф и его небратья: почему мы не верим режиссёру Райхельгаузу
Фото © Антон Кардашов / АГН Москва

Миротворческие инициативы Херувимыча публика не оценила. Интриганы и злопыхатели оклеветали. Подбросили ему запрещённые выражения, которые он, упаси боже, и не думал произносить. Однако выплыло. И сделалось нехорошо.

Виноват, говорит херувим, не он, а актриса, обнародовавшая гадкую фразу, от которой Иосиф Леонидович бежит как от чумы. Дескать, она болтлива и даже про своих любовников треплется с кем ни попадя. Как ей можно верить?

С антироссийскими депутатами Рады он встречался, не отрицает. И вообще, дружен давно. Не правда ли, отдаёт какой-то комедией? «Со Скумбриевичем знаком лично. Наше короткое знакомство не даёт мне права считать его порядочным человеком» – повеяло Берлагой из «Золотого телёнка».

«С Лёшей Гончаренко уже 10 лет». Десять лет с одесским палачом, Карл Леонидович. И вам не удалось разглядеть вашим проницательным и гибким умом, что перед вами отвратительное фашиствующее существо? С которым рядом на одном одесском пляже нельзя сесть, не то что вести дискуссии о русской культуре.

Заливаете, Иосиф Леонидович. Заливаете по диктаторской привычке лениво и вальяжно. Публика-то дура – всё съест.

А публика воспитана на Станиславском – не верит вам. Ни в чистоту ваших помыслов, ни в чистоту языка. Может быть, просто знает вас по вашему творчеству. Потому и верит в то, что вы называете сплетней. Уж больно сплетня эта похожа на то представление, которое вы создали о себе за эти годы.

В словах ваших не было покаяния – единственного, что могло бы растопить сердце в России. Вы могли бы это знать как деятель русской культуры. Попробуйте ещё раз. Россия – щедрая душа. Она оставляет вам ещё шанс – покайтесь по-настоящему, вам скидка будет.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем