рубрики

Раскатали Трегулову: почему общественность недовольна директором Третьяковки
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

Давайте не будем наивничать, в руководстве культурой у нас не всё ладно.

Директор Третьяковки Зельфира Трегулова прославилась скандалами. И протечки-заливы экспозиционных пространств, и кража из галереи картины Куинджи, и приём на посты своих заместителей родственниц министров (что, согласитесь, отдаёт конфликтом интересов) – Третьяковка в прямом подчинении Минкульта, который, в свою очередь, слушается вице-премьера правительства.

Скандал в нью-йоркском аэропорту в 2018 году тоже добавил красок портрету. Ну и плотное прежде сотрудничество с сомнительными личностями – коллекция признанного ныне иноагентом Марата Гельмана выставлялась в залах ЦДХ.

Всё это длилось долго и мало волновало Минкульт, пока не наступило время «Ч» – 24 февраля минувшего года.

Событие вынуждает и сектор культуры ускориться с приборкой авгиевых конюшен. Тянуть с этим уже нельзя, а то, знаете ли, когнитивным диссонансом накрывает: страна воюет, а госпожа Трегулова всё в отпусках, да в отпусках. Чтобы не высказываться о своём отношении к СВО?

Короче, терпеть всё это нет никакой возможности. И в общественном пространстве появилось письмо из народа, в котором неравнодушный гражданин перечислил несколько галерейных экспозиций, не соответствующих нашим духовно-нравственным ценностям.

Раскатали Трегулову: почему общественность недовольна директором Третьяковки
Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Таких писем, вообще-то, было множество, но этому дали ход. Минкульт предложил госпоже Трегуловой ответить до 6 февраля. А 7 февраля у Зельфиры Исмаиловны истекает срок рабочего контракта.

Даже не хочется сомневаться, что контракт Минкульт не продлит. А там уже не за горами истечение срока у ещё одной музейной дамы, чьё отношение к происходящему не вызывает сомнений, – директора Пушкинского музея Марины Лошак.

Ну ладно, расстанемся с этими руководительницами, а кто придёт на смену? Ведь только кажется, что музейное дело просто и незатейливо – пей шампанское на открытии выставок да разговаривай с прессой искусствоведческим языком.

На самом деле музейщики – категория кастовая, интегрированная в глобальную сеть, где крутятся огромные деньги. И абсолютное большинство музейных функционеров, вскормленных и воспитанных в существовавших традициях, будут, увы, не лучше Трегуловых и Лошаков.

Минкульт может, конечно, прислать в музеи комиссаров в пыльных шлемах – отставников из ФСБ пруд пруди. Однако трудно предположить, что мировое музейное сообщество их примет.

И тут попробую успокоить и сразу расстроить: в ближайшее десятилетие мировое музейное сообщество распадётся на десятки национальных фрагментов, а вся эта искусствоведческо-коммерческая система рухнет. Нам придётся выстраивать собственное, национальное музейное дело, наследуя всё мировое искусство, но без связей с глобальной музейной бюрократией.

Так, глядишь, и воспитается поколение национально ориентированных музейщиков. Ждём на места Трегуловой и Лошак комиссаров от Минкульта, а на самом деле – от ожидающего музейных перемен общества.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем