рубрики

Ушёл автор своеобычного фильма «Облако-рай» 1990 года, советской ещё по своей юрисдикции картины. Бесподобное кино, единственное в своём роде и единственное такое у Николая Досталя.

На облаке – в рай: от нас ушёл Николай Досталь
Фото: ТАСС / Алексей Филиппов

Он, по сути, автор одной картины. Не исключено, неосознанно вышло. Всё остальное, по большому счёту, совсем из другой категории, включая невнятные попытки продолжения «Облака» (моё субъективное мнение). Чудеса не повторяются.

Как у Кончаловского – «Ася Клячина». По недосмотру как-то возникла. Быть может, это совсем не постановщика заслуга – просто актёры заигрались и на кураже вывезли. Загадка, короче. «Облако-рай» имею в виду.

И всё же чудесами командуют на небесах. Значит, случайностей не бывает. Выходит, было за что одарить сверху. Чем-то заслужил. Правда, остальное и вспоминать не хочется, особенно «Штрафбат» и громкое фрондёрство последнего отрезка.

Фрондёрство – это ведь почти всегда пошлость. Художнику не пристало. Тем не менее «Облаком-раем», возможно, дорогу за облака он себе и проложил. Не исключено даже – в рай.

Ну и формальный сюжетный приём этой уникальной ленты занятен: человека играет свита. Хрестоматийный пример такого кульбита – рассказ «Убийство слона» Джорджа Оруэлла. Но, разумеется, прелесть ленты совершенно не в этом, а в специфике бытования медвежьего уголка. Уморительной, пряной, депрессивной, эксцентрической, безысходной. Отсюда не выбраться. Как с того света.

А в памяти кухонной тех, кто не был знаком с ушедшим лично, Николай Досталь фигурирует исключительно как Саша из культового фильма Михаила Калика «До свидания, мальчики!» и как автор не менее культового «Облака-рая».

А больше, увы, ничего уже не будет, пусть послужной список и ломится. Однако и этого более чем достаточно, чтобы ценить и помнить.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем