Грабли отмены: стоит ли «вырезать» из фильмов актёров-предателей

В Думе предложили вырезать сцены из фильмов, в которых фигурируют «актеры-предатели». С такой инициативой выступил член комитета Госдумы по культуре Сергей Соловьев.
Как же, как же, помню-помню. Уже вырезали. К примеру, «Мимино» был двух видов – с Крамаровым и без Крамарова.
А там, где никак невозможно было изничтожить перебежчиков целиком, их удаляли из титров. Так в «Джентльменах удачи» Косой был, а Крамарова не было. Как не было его в титрах захаровских «Двенадцати стульев». Слесарь-интеллигент Полесов со всенародно известной физиономией фигурировал, а кто его играл – было решительно неясно. Какой-то всем знакомый неизвестный актёр. И не один только Савелий Крамаров.
А до того, в период развенчания культа личности, из кинокартин, от показа которых никак нельзя было отказаться, изымали «отца народов». Михаил Ромм сидел с ножницами за монтажным столом и увлечённо отсекал Сталина от Ленина в дилогии «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Говорят, очень смеялся, потому что Ленин без своего всегдашнего визави получался какой-то дёрганый.
Привычка вырезать из фильмов врагов народа неизбывна. Недаром за плечами члена комитета Госдумы по культуре Сергея Соловьёва высшее военно-политическое училище МВД СССР.
Откуда их только таких набирают культурой командовать? По объявлению, наверное, – вернее, по партийному списку. Лишь бы чего-нибудь ляпнуть – страну рассмешить. Главное – самому при этом не смешно. С совершенно серьёзным видом.

«Вырезать из фильмов эпизоды актеров-предателей нужно после проведения опроса и общественного обсуждения. Это очень важное общественно-политическое решение. Мое мнение по этому вопросу: да, надо», – заявил политрук Соловьев.
Вопрос всё тот же. Что делать будем, если предатель не эпизодический? Если центральную роль играет? Запрещать фильм целиком или изымать мерзавца из титров?
Такие вещи нужно решать после проведения опроса и общественного обсуждения, я считаю. Какие фильмы на полку класть, а какие – коцать. Всенародным референдумом в единый день голосования. С серьёзным видом, разумеется.
От инициативы своего коллеги по комитету неловко сделалось даже первому зампреду комитета Госдумы по культуре Елене Драпеко. Вырезать сцены с «актерами-предателями» из фильмов неразумно, заявила прекрасная советская и российская киноактриса, ныне – депутат. В связи с чем вспоминается бессмертное:
«Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»
Это называется «бросили на культурку». Такое, увы, бывает. Надеюсь, председатель комитета Елена Ямпольская проведёт с членом комитета Соловьёвым разъяснительную работу. Как-никак у неё за плечами театроведческий ГИТИС и работа в ведущих газетах.

И, разумеется, фрондёры из актёрской братии – как, впрочем, и любые другие фрондёры – мне совершенно несимпатичны. И выходки их кажутся возмутительными. Это я пишу для тех, кто захочет приписать мне невесть чего.
Речь исключительно о неуклюжей практике, которую некоторые горячие головы пытаются сейчас реанимировать. Спешу напомнить, что на эти грабли мы не единожды наступали. И всякий раз народ хихикал, и становилось неловко. Теперь на них вовсю наступает справедливо высмеиваемый нами Запад. Грабли эти «культурой отмены» там называются. Мы что, тоже хотим поучаствовать?
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.