Запомните этот Твиттер: зачем Маск устроил голосование о своей отставке
Голливуд поднаторел в производстве байопиков. Есть фильмы о Сноудене и Ассанже, есть финчеровский «Социальная сеть» о Цукерберге – история подлостей бизнеса, крышуемого ЦРУ и Пентагоном. Незабвенный «Джобс». Так отчего же нет ещё фильма про Илона Маска?
Маск – фронтмен крупной финансово-политической группы, которой дозволено распоряжаться национальным достоянием США и доминионов. Достаточно просто окинуть взглядом успехи компании SpaceX, чтобы убедиться, что частной конторке без особых заслуг, пирожку ни с чем переданы безо всяких условий десятки тысяч патентов национального аэрокосмического агентства (NASA). Компании, в которую за 60 лет вложены триллионы долларов американских налогоплательщиков.
Скороспелый успех SpaceX по возвращению топливного бака на дорогостоящую платформу с помощью сжигания дополнительных тонн горючего, а не просто за счёт гравитации – на парашюте, например – это явное шоу. Выглядит эффектно, а инновация сомнительна.
Но шоу должно продолжаться. Отчего же Голливуд не желает зафиксировать образ Маска в своём иконостасе? Вот он, готовый герой. Живой и довольно упитанный. Вы сами его раскормили и раздули. Чем же он вас не устраивает?
Парень приезжий. Может быть, в этом проблема? ЮАР – не просто место рождения, это весьма своеобразное общество. Люди оттуда несут на себе его отпечаток. Объявлять их всех расистами я не решусь, да и система апартеида, длительное время существовавшая там, вполне устраивала страны, которые провозглашают себя главными борцами за деколонизацию. Список этих стран тождественен списку сегодняшних спонсоров киевского режима, включая якобы нейтральные Швейцарию и Швецию. Но только ли в этом дело?
Маск, уполномоченный крупным финансовым капиталом на совершение сделок в пользу трастовых фондов – мировой жабы, – вряд ли самовольничал, когда завладел соцсетью, объединяющей миллиарды пользователей. Могущество, которое даёт этот инструмент, сложно переоценить. Соцсети – возможно, главный актив жабы.
Тогда к чему был этот странный поворот – инициированный Маском опрос, по итогам которого он либо останется повелителем твиттериан, либо сложит с себя корону монарха и мантию судьи, за которые уплачено $44 млрд?
Загадки нет. Популизм и узнаваемость требуют эксцентрики. Конечно, Маск не собирается подчиняться исходу голосования. Получив результат, он немедленно изменил правила, обязав всех купить по 8 долларов специальный аусвайс, удостоверяющий принадлежность аккаунта. Теперь говорит, что уйдёт, когда найдёт на своё место «кого-нибудь глупого».
Но, возможно, Маск и правда сделал своё дело – Маск может уходить. Соцсеть останется в руках реальных хозяев. Не стану гадать.
Виртуальная жизнь, виртуальные страсти, виртуальные доходы и настоящая власть – единственное, что имеет цену. Главное, к чему тянутся руки цивилизованного мира. И неопределённость, вызванная «уходом» в стиле генерала де Голля («Франция больше во мне не нуждается»), будет не худшим кнутом для зависимых от соцсети пользователей, чем самодурство Маска.
Вопрос в другом. Способен ли ещё Маск усиливать могущество трастов своей фигурой или его эксцентричность скоро окажется ненужной?
Его тяжба с Пентагоном по оплате задолженности Зеленского за мобильный интернет, скорее всего, была решена полюбовно – Пентагон взял на себя расходы, но инкогнито, чтобы имущество Маска на орбите всё ещё имело статус гражданского и частного. Фронтмен сделал вид, что профилактическая беседа произвела на него воспитательный эффект и он устыдился своего малодушия – продолжил бесплатно предоставлять услуги.
Такая роль. Пока он её играет убедительно. Но роль личности настолько велика, насколько в неё вкладывают ресурсы. Величие и популярность требуют горючего.
Если же его перекроют? Мы знаем, что бывает тогда.
Стива Джобса приручали и дрессировали посредством выставления вон из собственной компании – это не рейдерство, нет, это способ вести бизнес у финансистов.
Цукербергу прилюдно отвесили 33 подзатыльника в сенате, чтобы не думал о себе как о самостоятельной фигуре. Что для него, самовлюблённого, было больно вдвойне.
Быть избранным этими господами – это вам не лобио кушать. Иногда приходит пора и галстук жевать. Мы видели такой сюжет.
Байопик рождается в недрах крупной голливудской студии, принадлежащей той же финансовой группе, которой Маск старался приносить прибыль.
Байопик – фильм о том, как персона прошла свой апогей и направляется по баллистической траектории уже под действием неумолимой гравитации. Вот тогда неплохо иметь парашют для мягкой посадки, а то возвращение на стартовый стол при отсутствии тяги может быть болезненным.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.