рубрики

Кандалы, расследования: как нам гуманизировать суды и следствия
Фото © Pexels.com

Вам доводилось быть под арестом? А наручники примерять? Нет, тут не про сексуальные игры. Президент Путин на встрече в Совете по правам человека (СПЧ) заявил, что не нужно доставлять в суд обвиняемых в экономических преступлениях «в кандалах».

Отдельным требованием прозвучал запрет надевать наручники на женщин и детей. МВД взяло под козырёк.

Хвастаться тут нечем, но мне доводилось это испытать. Когда-то давным-давно наручники несколько раз ко мне применялись. Не за экономические преступления, а по юности за «действия против третьих лиц» – драки.

Спросите: ну и как? Отвратительно. Жутко неудобно. То самое ограничение физической свободы, когда не почесаться, не высморкаться. А главное – жутко унизительно, что как раз по линии СПЧ.

«Человек» же звучит гордо, как уверял нас классик, но какая тут гордость, в оковах. Наручники давят на психику, а для некоторых – совсем беда. Паника, истерическое состояние.

В общем, СПЧ дал президенту много разумных советов по гуманизации системы исполнения наказаний. Но у всего имеется обратная сторона.

Нет, что работы по гуманному обращению с узниками у нашей ФСИН непочатый край – само собой. Но давайте по-честному: тюрьмы гражданин должен бояться и туда не хотеть.

Помню, в начале 1990-х Алла Сурикова сняла фильм «Хочу в тюрьму» с волшебным Ильиным в главной роли. По сюжету герой, стремясь пересидеть лихие для себя обстоятельства, присаживается в тюрьму одной из европейских стран именно по причине необычайного комфорта тамошних узилищ.

Кандалы, расследования: как нам гуманизировать суды и следствия
Кадр из фильма «Хочу в тюрьму» (1998) / НТВ-Профит

Ну ладно, в «святые девяностые» на свободе было порой не сильно лучше, чем в тюрьме, но на дворе уже двадцатые годы нового века и жизнь наладилась, кто бы что ни говорил. Так надо ли следом за «просвещённым Западом» приравнивать комфортность пребывания за решёткой к свободе?

Ведь маразм ситуации с норвежским Брейвиком, застрелившим 77 человек, ранившим 151 и пребывающим в санаторных условиях с интернетом и игровой приставкой – плохой для нас пример. Впрочем, я размечтался. Нашу ФСИН ещё приближать к ситуации Брейвика ой как долго.

На встрече СПЧ с Путиным мелькнуло ещё и о женском вопросе в исполнении наказаний. Мол, женщинам, несмотря на объявленное равноправие, надо создавать отдельные условия содержания. Но тема настолько отдаёт сексизмом, что и затевать её обсуждение боязно.

Хотя женщин в тюрьмах жалко. Развлекаться с ними в наручниках позволительно только в безобидных сексуальных играх и только с их согласия.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем