рубрики

Интересное оно: 26 русских фильмов, которые стоит посмотреть (а также несколько сериалов)
Кадр из фильма «Особенности национальной охоты» (1995) / Ленфильм

Бытует мнение, что русское кино почило в Бозе. Причём смерть якобы совпала с кончиной СССР. Дескать, киношники с наступлением свободы сели в лужу, не выпустив ничего стоящего. Но это не так.

Самые пламенные горлопаны перестройки действительно потом оконфузились. Пробитое декоративными рыбками стекло аквариума вынесло их вместе с водой.

Однако за ними пришли другие и обеспечили если не пиршество, то утоление зрительского аппетита.

Список достойных картин девяностых и нулевых достаточно велик, и надо ещё напрячься, чтобы все вспомнить.

Итак, мой воображаемый шорт-лист, если соблюдать примерную хронологию, стартует с лент Александра Рогожкина «Чекист» (1992), «Жизнь с идиотом» (1993), «Особенности национальной охоты» (1995), «Гонгофер» Бахыта Килибаева (1992), уникальный фильм Тамаша Тота «Дети чугунных богов» (1993).

Здесь же эстетская «Научная секция пилотов» Андрея И (1996). Разумеется, «Брат» (1997) и «Жмурки» (2005) Алексея Балабанова.

На стыке веков в списке оказываются яростный манифест Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1999) и атмосферно-лирический «Лунный папа» (1999) Бахтиёра Худойназарова. Картины Дмитрия Месхиева «Механическая сюита» (2001) и «Дневник камикадзе» (2002).

Не забудем и лёгкий жанр: «ДМБ» Романа Качанова, «Что сказал покойник» Игоря Масленникова, «Ландыш серебристый» Тиграна Кеосаяна – все три творения 2000 года.

Интересное оно: 26 русских фильмов, которые стоит посмотреть (а также несколько сериалов)
Кадр из фильма «Возвращение» (2003) / Рен Фильм

Добавьте к этому «Любовника» Валерия Тодоровского (2002), ленты 2003 года: «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова, «Бумер» Петра Буслова, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Прогулку» Алексея Учителя. Плюс: «Долгое прощание» (2004) и «Исаев» (2009) Сергея Урсуляка, «Питер FM» Оксаны Бычковой (2006), «Заяц над бездной» упомянутого уже Кеосаяна (2006), «Я остаюсь» Карена Оганесяна (2007) и волшебное глубокое осмысление нашего постимперского бытия – притча «Дикое поле» Михаила Калатозишвили (2008).

Неужто всего этого мало? Тогда о какой смерти русского кино в девяностых-нулевых мы говорим? Имеет смысл вести речь лишь о том, что в это же время на экраны страны хлынули нечистоты. Не более того.

Собственно, не так уж плохо обстоят дела у отечественного кинематографа и сейчас. Правда, с моей точки зрения, достойные работы сместились большей частью в индустрию сериалов. Русский сериал последних лет вызывает мой неподдельный интерес, ибо мы наконец легко стали делать «картинку» и работать в импортных жанрах даже лучше их основателей. К примеру, освоили тягучий скандинавский детектив, который в нашем изводе кажется ещё более интеллектуальным и безысходным – «Ворона», «Территория» Вано Бурдули (2017).

Есть у нас прорывы и в собственные уникальные миры. «Небесный суд», к примеру, или «Территория» Игоря Твердохлебова (2020), или культовый давно уже «Метод». И многое другое.

В связи с этим поддерживаю певца Родиона Газманова с его призывом смотреть русское кино. Оно у нас хорошее. А нечистоты, уверен, мы вычистим. Не надо отождествлять с ними русский кинематограф.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем