Ад невпопад: что не так с нашумевшим сериалом «Монастырь»
Сериал, лишённый Минкультом прокатного удостоверения, демонстрируется на онлайн-платформах. Фильм опасен скорее для неверующих – тем, что укрепляет неверие.
Режиссёр и сценарист Александр Молочников относится к тому поколению со светлыми лицами, которое свято уверено, что им все кругом должны. Родители и страна обязаны соответствовать их представлениям о прекрасном. Государство обязано выделять деньги на их проекты, в которых страна обливается помоями. Ну и зрители обязаны восторгаться их вторичными поделками.
А если все их капризы не удовлетворяются, следует громкий хлопок дверью. Режиссёр Молочников, увидев, что страна не спешит рукоплескать его новому сериалу, сбежал в Америку. Конечно, заявил там о преследованиях.
Блогер Настя Ивлеева с её многомиллионной армией сетевых поклонников сможет обеспечить аудиторию сериалу хоть с разрешением Минкульта, хоть без. Ивлеева со знанием дела играет в сериале московскую тусовщицу. Её героиня прячется от мафии – не будем пересказывать почему – в монастыре где-то в глубинке. Она не специально едет в монастырь, а случайно набредает на него в потёмках – могла бы спрятаться и в колхозной бане. Но здесь важен символизм: из современного рая избалованных тусовщиков – в средневековую скрепную Россию.
В принципе, сюжет «блудница ищет спасения в храме» не нов. Сама Ивлеева в кадре не раз поминает Марию Магдалину. Но у неё нет и намёка на раскаяние. Да и перед кем ей каяться? Перед похотливыми попами или забитыми монашками, которыми заправляет авторитарная игуменья? Нет, это Ивлеева сейчас всех наставит на путь истинный.
В качестве драматической коллизии Молочников не нашёл ничего лучше, чем использовать сюжетный ход из старого фильма «Пляж» с Ди Каприо, когда игуменья почему-то препятствует оказанию медицинской помощи заболевшей труднице (так именуют в монастыре тех, кто добровольно помогает по хозяйству).
Зачем игуменье подвергать риску жизни людей в монастыре – об этом не сказано ни слова. Наверное, просто вредный характер.
Конечно же, не все в церкви «такие». Молочников не забывает сделать и реверанс в сторону скрепной публики. Вот вам отец Варсонофий в исполнении Филиппа Янковского – мудрый игумен мужского монастыря, заботливый отец, психолог, обладающий навыками рукопашного боя на уровне шаолиньского монаха. И незаметно зрителя подводят к мысли: эх, если бы в церкви действительно были такие батюшки, то и жизнь российская была бы совсем другой.
И при этом ни слова о том, что чудеса в жизни христиан зависят вовсе не от харизматичности батюшек, но от готовности самого человека изменить свою жизнь. А тогда случатся и чудеса, и преображение.
Конечно, кто-то скажет, что глупо ждать подобной морали от обычного комедийного сериала, больше напоминающего бенефис Ивлеевой. Дескать, люди хотят расслабиться, а вы тут про покаяние. Возможно, скептики правы. Но ведь сами создатели сериала не гнушаются внушать зрителю мысль о вечной отсталости России, неправильной вере и неправильных попах. Или это другое?
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.