У разбитого крипто: что убило биржу FTX
Моют деньги на войне. Ох как моют. Я не эксперт в вопросах криптовалют, никогда в глаза не видел биткоина, но что меня насторожило сразу, так это присутствие в названии финансового механизма слова «крипто».
С греческого слово переводится как «тайный, скрытый», что подсказывает: жульничество. Если что-то где-то происходит тайно и непрозрачно – знайте, что там всегда мошенничество.
А с жульничеством и мошенничеством последние два-три десятилетия у меня прочно ассоциируется квазигосударство Украина. За что там ни возьмись – всё зиждется на обмане, подтасовке, переиначивании смыслов.
И надо же, совпало. Одна из криптовалютных бирж – FTX – под руководством её владельца и по совместительству спонсора демпартии США Сэма Бэнкмана-Фрида терпит крах, банкротится. Одним из определяющих факторов этих процессов является сотрудничество биржи с украинским правительством в финансировании войны.
Крах FTX специалисты сравнивают с гибелью холдинга Lehman Brothers в 2008 году, вызвавшей мировой финансовый кризис. Что же там, в FTX, произошло? Были ли средства клиентов неподотчётно и незаконно направлены на «прокси-войну» Запада? Уж будьте уверены, были. Была ли часть этих средств украдена коррумпированными украинскими чиновниками и полевыми командирами? Не сомневайтесь, была. Как отреагировали западные корпоративные СМИ на совместную аферу украинского руководства и FTX? Правильно, никак.
Впрочем, ничего удивительного. То, что накануне скандала украинские контрагенты FTX попытались затереть в сетях следы сотрудничества биржи с правительством Украины, тоже укладывается в значение «крипто». Но следы от веб-страницы для пожертвований в криптовалюте «Помощь Украине» в сетях остались.
Огромные вклады клиентов – миллионы долларов – пропали со счетов благодаря «чёрному ходу» в бухгалтерской системе FTX и, скорее всего, вместо декларированного Бэнкманом-Фридом «превращения биткоинов в пули, бинты и другое военное снаряжение» банально осели в карманах и на счетах коррупционеров.
Какие выводы из этой истории предлагаю сделать, помимо моего негодования по поводу нечистоплотности украинско-американских жуликов? Сейчас у нас в Госдуме обсуждаются механизмы использования криптовалют в финансовых операциях. Дело нужное и для параллельного импорта, да и вообще для удобства пошпионить на благо Родины.
Но думается, настороженность по отношению к слову «крипто» должна у наших законодателей присутствовать, а то, не ровён час, отечественные финансовые ухари используют проторённую небратьями дорожку к незаконному обогащению.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.