Географ Литву пропил: чем интересен фильм дебютанта из Вильнюса
Фото © Youtube / KVIFF TV / Кадр из фильма «Новая Литва» (2019)

Картина «Новая Литва» сделана с хорошим вкусом и показывает нам прибалтийский взгляд на события перед вхождением республики в состав СССР. Что ж, окунёмся в мир их национальных комплексов и заблуждений. Как они дошли до вот этого, нынешнего?

Свой первый полный метр режиссёр Каролис Каупинис снял в 32 года, в 2019-м. Исполнил сухо, скупо, но живописно, без скандинавского минимализма.

1938 год. Независимая Литва смертельно боится, что кто-то непременно её проглотит. Численность населения не позволяет заполнить литовцами всю Литву. Причём – отнесём это к достоинствам ленты – СССР показан не самым алчным, а только третьим в череде потенциальных пожирателей маленькой, но гордой республики.

Поляков герои боятся много сильнее. Те же, осмелев после Мюнхенской разделки, устраивают провокации на границе. Вторые – немцы. И только потом мы.

Чудак-географ, профессор Каунасского университета, отчётливо понимая, что не сегодня завтра зайчика съедят, носится с идеей создания запасной Литвы где-нибудь на Мадагаскаре. Там туземного населения с гулькин нос – есть где развернуться и Литву можно построить заново, с чистого листа, без этого вот всего. Силами лучших людей: учёных, архитекторов, инженеров.

Реальная же Литва меж тем летит в тартарары. Гитлер уже оттяпал Клайпеду. Ликвидация государственности – дело считаных месяцев, если не недель.

Это такая альтернативная история о возможности альтернативной истории. Большая литовская мечта. А исторических аналогий всего одна, на которую, похоже, и кивают нам авторы. Палестина.

И ссылка на Мадагаскар неслучайна. Был у нацистов такой Мадагаскарский проект. Думали сселить туда всех евреев. Потом подсчитали издержки и решили, что окончательно решить вопрос выйдет дешевле.

Географ Литву пропил: чем интересен фильм дебютанта из Вильнюса
Фото © Youtube / KVIFF TV / Кадр из фильма «Новая Литва» (2019)

Замечу только, что отождествлять себя с евреями нет у литовцев никакого морального права, ибо приняли они самое деятельное участие в их уничтожении. От души старались – немцы дивились усердию. Так что чья бы корова мычала.

Но географ с идеей «запасной Литвы» обегает вышние кабинеты. И все вокруг вроде согласны, но никто ничего не делает.

Лента эсхатологична. Жизнь в ожидании конца света. Двадцать лет просуществовали – и хватит. Власти знают, но ведут себя как ни в чём не бывало. Ибо смерть нужно принять с достоинством, без паники. Не исключено, что иная Литва – просто загробье, Авалон, куда неудержимо тянет всех уставших.

Вторжение и оккупация происходят и на уровне квартиры самого профессора. Роль агрессора выполняет деспотичная тёща, прибывшая из-за рубежа. Она наводит свои порядки и выдавливает героя из его собственного дома.

Минусы картины, благо их немного, удручающе традиционны для Прибалтики. Русские выведены плохими.

Да, мы их оккупировали. Но развивали, отстраивали, народ им сохранили и приумножили. Политические преследования – да, были. Зато после войны мы там всех врагов, считай, простили. А было за что и прихлопнуть. И уж точно геноцида не проводили.

Да и уклад литовский далеко не весь раздербанили. Жили они по-своему в советский период. Такое индивидуальное сельское строительство остальной империи только снилось. И никакой, заметьте, ассимиляции. Наоборот, культивирование национальных песен, плясок, хороводов.

Их же идефикс не отпускает. Будто геноцид и вправду случился. Будто и вправду они – евреи. Сладко, должно быть, видеть себя евреем.

Притом внешняя корректность режиссёром соблюдена. Историю он рассказывает с как бы холодной головой, как бы объективно. Не выжить было тогда мелким. Выжили – считай, повезло. Можно даже тихое спасибо «оккупантам» буркнуть.

Всё они прекрасно понимают. Головой. Но не сердцем.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем