Курилы в сторонке: почему я не верю в готовность Японии заключить мирный договор с Россией

О свежем заявлении свежей премьер-министерши – обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.
«Маловероятно», – так оценили у нас в Кремле перспективы высказывания новоиспеченной премьер-министерши Японии о ее желании заключить мирный договор с Россией. Ведь этот акт там по-прежнему связывают с передачей «северных территорий».
Санаэ Такаити уже дважды внятно высказалась по теме на знаковых мероприятиях, как кому-то может показаться, демонстрируя добрую волю и миролюбие. Но есть нюансы.
Первый и главный – Япония присоединилась к антироссийским санкциям, топит за Украину, что демонстрирует ее недружественность к нашей стране, и уже поэтому любые переговоры, а тем более сопровождающиеся территориальными притязаниями, являются изначально и заведомо бессмысленными. Об этом прямо сказано пресс-секретарем нашего президента Дмитрием Песковым.
Остальные нюансы тоже значимы и имеют отношение к истории, которая у Южных Курил давняя и злонамеренно запутанная.
Во-первых, есть две версии изначальной юрисдикции островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи.
И Россия, и Япония считают их своими исконными землями. Японцы – на основании их территориальной близости, мы – исходя из того, что наши первопроходцы открыли эти острова и нанесли их на карты в качестве владений Российской империи еще в XVIII веке. Именно в те времена, когда земли получали юрисдикцию той или иной стороны по принципу «кто первый застолбил флагом, тот и хозяин».
Нелишним будет заметить, что Курилы, как и север Японии, изначально были населены айнами – народом, который японцы в большинстве сгеноцидили, частично ассимилировав.
У самураев своя правда: они ссылаются на Симодский трактат от 1855 года, оставляющий четыре острова за Японией.
Существовал еще и Санкт-Петербургский договор 1875 года, согласно которому Россия уступала все 18 Курильских островов Японии. Он делает ничтожными утверждения японской стороны о «вечном» их владении островами.
Но значительно больший камень преткновения по вопросу принадлежности островов был воздвигнут по итогам Второй мировой войны. В феврале 1945-го в Ялте СССР, США и Великобритания договорились, что в обмен на вступление в войну с Японией Советский Союз получает ВСЕ Курильские острова и весь Сахалин.
В сентябре-октябре 1945-го войска Красной армии провели десантную операцию по захвату ВСЕХ островов, таким образом в очередной раз застолбив их. Этот факт был закреплен еще и сокрушительным разгромом миллионной Квантунской армии в Манчжурии. Ну а американцы в это же время отбомбили атомным оружием по Хиросиме и Нагасаки – это так, для памяти.
Далее, в 1951-м, случился еще и Сан-Франциский договор, который наша сторона не подписала, посчитав его сепаратным. В нем не было уточнено, что считать Курильскими островами, – на это, собственно, и ссылается японская сторона ныне. Наш союзничек США злонамеренно заложил начало существующей поныне коллизии.
В 1956-м Хрущев, демонстрируя, как ему казалось, принцип миролюбия, подписал совместную с Японией декларацию о прекращении войны и восстановлении дипотношений. Согласно документу, СССР согласился передать Токио два южных острова – Шикотан и Хабомаи.
Однако в 1960-м Япония заключила с США договор о безопасности, разрешив им содержать военные базы на своей территории. Ответные действия СССР были геополитически естественны: «Острова остаются советскими». Совместная декларация была аннулирована.
В 90-е снова поднимался вопрос о наших территориях, но, к счастью, тогда тоже ни о чем не договорились.
И вот опять на коле мочало – начинай сначала. Но теперь нашим руководством сказано как отрезано: что наше – нашим и останется.
Поэтому все словесные упражнения Санаэ Такаити словесными упражнениями и останутся. Курилы наши – и точка.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.