рубрики

Хоббит – сила: почему книги Толкина лучше экранизаций
Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

У толкинистов всего мира сегодня праздник – ровно 85 лет назад в свет вышла сказка «Хоббит», первая книга из мира «Властелина колец».

Жил-был в Оксфорде профессор английской филологии, который на досуге конструировал «древние» языки и мечтал написать «эпос» на основе народных легенд об эльфах и гоблинах.

Эксперименты чудаковатого профессора никого не интересовали, пока Толкин не написал сказку про хоббита – как бы сказочного персонажа, а на самом деле типичного английского обывателя, пустившегося в далёкое путешествие, чтобы сразиться с драконом.

Книжка стала бестселлером, и профессор написал целую трилогию в продолжение.

Теперь в Англии Толкина считают одним из столпов мифа про «старую добрую Англию». Правда, все его творцы, начиная с Джейн Остин и Редьярда Киплинга, видели буколические деревушки только в фантазиях. Толкин вырос в Южной Африке, а переехав в метрополию, оказался в окопах Первой мировой войны, как и будущий автор «Хроник Нарнии» Клайв Льюис и создатель «Винни-Пуха» Алан Милн.

В романах Толкина злу противостоит не могучий супергерой с волшебным мечом, а беспечный помещик с двумя закадычными приятелями и слугой. Потому что сам Толкин знал, что эпические герои бывают только на плакатах у призывного пункта, а все тяготы войны выносят на своих плечах обычные работяги.

Именно слуга Сэм, срисованный с обычных солдат двух мировых войн, и является по сути главным героем романа. Без него все пафосные речи волшебников и эльфийских владык так бы и осталась болтовнёй. А Сэм упёрся и протащил своего друга Фродо через весь Мордор, потому что так было надо. Потому что он дал слово.

Судьба нынешнего мира снова зависит от упорства простых и зачастую кротких людей. Весь коллективный Запад оказался бессильным перед теми, кого не принимали всерьёз.

Но о мире Толкина, к сожалению, судят уже не по его книгам, а по кинофильмам Питера Джексона, который в чисто голливудском духе выбросил за ненадобностью самые ключевые фрагменты романов. И вытащил на первый план эту англосаксонскую чушь, согласно которой население мира делится на высшие и низшие расы. Самая высшая раса – эльфы, на следующей за ними ступени стоят «избранные» народы Запада. А остальное человечество прислуживает или подлежит уничтожению.

Джексон воплотил на экране примитивный дуалистичный мир, в котором не надо думать. И так ясно, что силы добра и света – статные красавцы. А представители зла – мерзкие уроды. Их приходится истреблять. Потому что силам Добра можно всё.

Именно в силу примитивности шаблоны кинотрилогии так прочно вошли в наши головы. И вот уже европейские дипломаты считают себя посланниками богов, противостоящими Мордору, то есть царству вечной тьмы, у которого не может быть национальных интересов.

И вот уже в Киеве науськивают граждан «кошмарить орков». А мы сами называем себя «Мордором», словно подыгрывая чужой схеме.

Что тут сказать? Поменьше смотрите голливудские поделки. Читайте книги.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем