Неравносторонний треугольник: почему Зеленский зря предлагает Трампу и Путину переговоры

О разнице между игроками и пешками на великой шахматной доске – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Два информационных повода возникли сегодня почти одновременно. Вначале популярная американская газета New York Times разоблачила Дональда Трампа. Оказывается, он хочет разделить мир на сферы влияния с Россией и Китаем. Затем Владимир Зеленский выступил с очередным диким заявлением: предложил провести трехстороннюю встречу с Путиным и Трампом.
Предложение, как сказал бы последний, absolutely crazy. И как раз американская газета любезно и вовремя объясняет нам почему.
Зеленский и его покровители пытаются действовать исходя из представления, что Россия воюет с Украиной. Если это так, теоретически стороны конфликта можно примирить с помощью посредников. Можно, например, убедительно предложить им прекращение огня без предварительных условий. Можно «помочь» согласовать условия перемирия. Можно надавить на драчунов с помощью санкций, принудив их к миру.
В этой картине мира Зеленский (да, прямо какой есть, потерявший законное право на власть, просроченный недодиктатор) кажется себе равным всем партнерам по переговорам. Именно эту мысль внушают ему при каждой встрече европейские лидеры: немецкий канцлер, французский президент, английский премьер и прочие. Они говорят Зеленскому: «Скажи Трампу! Скажи Путину! Потребуй! Стой на своем! Защищай всю Европу от страшного русского медведя!»
Зеленский, надо полагать, сам давным-давно поверил в собственное величие. Однако реальность – жестокая штука. В реальности ни Украина, ни ее выморочный президент не являются субъектами международных отношений. Только объектами, инструментом.
В реальности происходит не попытка помирить Россию и Украину, а борьба за сферы влияния между оставшимися в современном мире великими державами: Россией, США и Китаем. В реальности Зеленский не может быть участником трехсторонних переговоров, потому что он даже вместе с европейскими спонсорами не равен двум другим сторонам.
Американская газета сегодня раскрывает секрет Полишинеля: Трамп, как выдающийся стратег, частенько мимикрирует под простеца, а на самом деле является очень тонким игроком за великой шахматной доской. Ставка в его игре, выигрыш, который он хочет получить в результате череды сделок, – новая сфера влияния Штатов.
Конечно, в таком предположении для русского читателя нет ничего нового. А для американского или европейского демократа, как и для украинского нациста, это откровение: оказывается, Трамп действует по плану.
В этом плане он учитывает Путина и Си, а Макрона, Мерца и прочую фон дер Ляйен, как и Зеленского, легко и свободно почти полностью игнорирует. Если европейские лидеры и есть в плане Трампа, то в служебной роли – таскать для него каштаны из украинского огня.
Трамп больше «наш», чем лидеры Европы. Чтобы добиться желаемого, ему в самом деле нужен мир, но это не значит, что он позволит Макрону, Мерцу или Зеленскому как-то повлиять на свои решения и переговоры с Владимиром Путиным.
Разница тут даже не в весовых категориях. Разница примерно такая же, как между игроками в шахматы и фигурами на доске. Зеленский для него – в лучшем случае тяжелая фигура, пусть даже и ферзь. А играют лидеры России и США.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.