Запорожскую сберечь: почему Трамп не получит контроль над ЗАЭС

О переменчивых намерениях американского лидера – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Все говорят, что для Дональда Трампа политика – это совокупность сделок. Тычут указательными пальцами в его написанную почти 40 лет назад книгу «Искусство заключать сделки». Все так делают, но почти никто не понимает, что имеет в виду республиканец, когда говорит, что он намерен заключать хорошие сделки: с Россией, Украиной, Европейским союзом или Китаем. Между тем на самом деле всё очень просто. С точки зрения Трампа, международный договор – это такая же сделка, как любая другая, а сделка должна приносить ему прибыль. Ну, возможно, не только ему лично, но и корпорации, которую он в данный момент представляет. Она теперь называется Соединённые Штаты Америки. Принцип от этого не меняется: суть любого договора – прибыль.
Теперь посмотрим глазами Трампа на войну объединённого Запада против России. Её начал предыдущий президент США Джо Байден. Он заключил очень плохую, невыгодную сделку: прибыли нет, убытки огромные. По мнению Трампа, только прямые вложения Штатов в Украину составили к началу 2025 года $350–500 миллиардов. Это не всё. Америка к тому же тратит огромные деньги на обеспечение безопасности своих союзников по НАТО. Бюджет блока к началу 2025 года был устроен так: 70% – от США, 30% – от всех остальных. С точки зрения главы Белого дома, вопиющая несправедливость, ведь совокупный ВВП ЕС (даже без Турции) близок к ВВП США.
Всё это надо исправить, думает Трамп, хотя бы компенсировать понесённые убытки, а лучше – проложить прямой и понятный путь к прибыли. Нужно прекратить тратить деньги на Украину и начать получать их. Понятно, что для этого необходимо прекратить боевые действия против русских и отдать им хотя бы часть того, чего они хотят. Чужой земли республиканцу точно не жалко. А после прекращения огня надо вывозить с Украины всё ценное, что там есть.
Минуточку, а что там есть? Выбор-то небогат. Можно торговать на экспорт украинским зерном. Маржа этого довольно низкая, кроме того, весь киевский экспорт уже принадлежит BlackRock. Корпорация не вполне американская, она транснациональная – на этом направлении Трампу ничего не светит.
Можно вывозить с Украины ценный литий и ещё более ценные редкоземельные элементы. Суммарная стоимость запасов страны публично оценивается Трампом в $500 миллиардов. Отличная получается сделка: мы вам прекращаем поставлять оружие, а вы нам платите ресурсами за понесённые расходы. Трамп продавливает эту сделку изо всех сил, но и тут есть нюанс. Чтобы начать вывозить редкозёмы, нужно для начала вложиться в их добычу. Опять расходы, значит, сделка недостаточно хороша.
Да, думает Трамп, но ведь больше-то на этой Украине и взять нечего! И вот тут опять – минуточку! Есть ведь атомная энергетика, унаследованная от СССР. АЭС работают, в них почти не надо вкладываться. Экспорт электроэнергии – это, получается, чистая прибыль. Возьмём, к примеру, Запорожскую АЭС. Всего-то и надо, что объявить о нейтральном статусе территорий вокруг станции (то есть города Энергодара) и передать саму станцию под управление США. А потом, ничего не меняя, не вкладывая денег, начать продавать электричество. Как кому? Да самим же Украине и России!
Идея, на первый взгляд, бредовая. Хотя ещё в марте, по словам пресс-секретаря Белого дома Кэролайн Ливитт, США предложили Украине помощь в управлении атомными электростанциями. «Владение США этими станциями было бы лучшей защитой для этой инфраструктуры и поддержкой украинской энергетической инфраструктуры», – сказала она.
Очень характерная для Трампа деталь: он не пытается скрыть свои намерения за красивыми словесами. Лидер Штатов честно говорит: «Я буду этим владеть, отдайте. Это хорошая сделка, я получу прибыль. А вы? Это ваши проблемы».
Почему Украина должна на это согласиться, всем понятно. Она не сможет продолжать воевать с РФ без помощи США, а Трамп уже показал, что готов перекрыть кран. А вот почему должна согласиться отдать Энергодар и атомную станцию Россия? Тайна сия велика есть. ЗАЭС уже перешла к нам, управляется «Росатомом», никакая помощь не нужна. А вот Трампу в рамках его понимания «хороших сделок» сотрудничество с Россией необходимо. Гораздо вероятнее, что он через несколько дней или недель забудет про ЗАЭС. На Украине ещё три станции есть – ему хватит.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.