рубрики

Бойцы невидимой фронды: как США наказывают своих граждан за шпионаж
Фото © TASS / AP / Mark Lennihan

Ни в коем случае не проводя прямой параллели с приговором Ивану Сафронову, хочу лишь напомнить, что чересчур жёсткие судебные вердикты могут иметь цель более широкую, нежели наказание фигуранта, а сами процессы – статус показательных. Такой практики придерживаются и США. Вспомним дело Полларда.

В 1954 году в курортном Галвестоне (Техас, США) родился мальчик Джонатан Джей Поллард. В еврейской семье. С детства привита ему была верность исторической своей родине, ради которой маленький Джонатан мечтал совершить какой-нибудь героический поступок и вообще отдаться ей весь без остатка. Родители мечту пестовали. Если не о подвиге, то о Земле обетованной – точно. Все мысли только о ней.

Переезжать туда, однако, никто и не думал. США и так лучший друг Израиля: тут и могущественное еврейское лобби, которое является существенным, если не главным, источником финансирования ближневосточного партнёра, и сама Америка как спасительное убежище для евреев до времени возрождения государства Израиль.

В общем, рос мальчик пламенным патриотом Израиля. И, разумеется, Америки. Но подвиг мечтал совершить во имя Израиля. Благо США с еврейским государством – друг, товарищ и брат на веки вечные. Что хорошо одному, хорошо и другому.

Окончив Стэнфордский университет, Поллард начал работать аналитиком в разведке военно-морских сил, где имел доступ к секретной информации, которую сливал израильским спецслужбам. Получал за это даже какие-то деньги, но мотивация была далека от меркантильной.

Поллард на жаргоне особистов был «идейником». Документы передавал выборочно: только те, что, по его мнению, не могли нанести вреда США и были бы полезны исключительно Израилю в его извечной борьбе за существование. Никого из американских нелегалов он не сдал, хоть его поначалу ошибочно в этом обвиняли.

Мало того, большая часть сведений, переданных Поллардом, находилась в открытом доступе. В общем, будучи шпионом, он, как мог, пытался быть лояльным тем, кого предавал. Он вообще не считал это изменой, ибо служил истинному добру, которое ещё добрее американского. Был романтиком.

Как потом выяснилось, Штатам он и вправду вреда почти не нанёс, Израилю же помог ощутимо.

Тем оглушительнее была реакция Америки, когда Полларда наконец вычислили. В 1987 году ему влепили пожизненное. И это ещё повезло со штатом. Могли казнить.

Весь еврейский мир встал на защиту узника совести. Израиль добивался его освобождения на уровне первых лиц государства. Выпрашивал и выторговывал его у Града на Холме. Всё было без толку. Это была громкая показательная порка в наущение остальным. Америка пошла на принцип.

Принцип этот вот какой: если ты гражданин США, верен можешь быть только США, пусть у тебя в кармане ещё десяток паспортов. У Полларда гражданства Израиля на момент шпионажа не было. Так вот, супружеская верность одной державе касается не только запрета на интрижки с другими странами, но и вообще на любые интрижки. Пусть руководствовался ты даже не интересами другой страны, но соображениями высшего порядка типа совести, блага всего человечества, экологической или какой-нибудь ещё безопасности планеты.

Особенно это касалось американских евреев, ориентированных по вековой традиции, как и любые другие евреи, на Израиль. В том смысле, чтобы не смели даже думать о конфликте интересов. Сходная ситуация, кстати, в нынешней Германии, где немцы турецкого происхождения присягают на верность недружественному стране их фактического пребывания Эрдогану. Но это так, к слову.

Джонатана Полларда недюжинными усилиями из тюрьмы вытащили. Через 28 лет заключения. В 2020 году, как только разрешили американские власти, он с семьёй эмигрировал в Израиль, где и считается по сию пору национальным героем.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем