рубрики

Странные они всё-таки люди – наши прогрессивные западники. Нобелиат и неполживец, главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов в некрологе Горби написал, что первый президент СССР, лауреат Нобелевской премии мира Михаил Горбачёв подарил планете 30 лет мира. По его, Муратова, мнению, такого больше не повторится.

Смерть и предатели: некрологи Горбачёву как собрание либеральной чуши
Фото © TASS /EPA / MAXIM SHIPENKOV

По этой логике Сталин сделал для человечества ещё больше – подарил 40 лет мира. Не реализуй он авральными темпами советский ядерный проект, могло случиться то, что Черчилль назвал «немыслимым». Впрочем, лучше всего сказано об этом в лаконичном диалоге отца и сына из гениального фильма Михаила Ромма «9 дней одного года».

«Ты бомбу делал?» – «Делал. Если б мы её не сделали, не было бы у нас с тобой этого разговора, батя, и половины человечества тоже». – «Понимаю».

Вот как-то так. Скажем больше: то, что последнего звонка нет уже больше 75 лет, – опять же заслуга Сталина и его присных. Дай нам Бог и дальше пользоваться его подарком.

Прошу понять правильно. Меня сейчас меньше всего интересует личность усопшего президента СССР. Меня занимает мироощущение Муратова, ибо оно, увы, типическое.

Горбачёв презирал войну и «реал-политик», пишет нобелиат, и верил, что «время решать вопросы мирового устройства силой прошло»: «Он верил в выбор народов. Он отпустил политзаключённых. Остановил войну в Афганистане и гонку ядерных вооружений. Он рассказывал мне, что отказался нажимать кнопку ядерной атаки даже на тренировках!»

Смерть и предатели: некрологи Горбачёву как собрание либеральной чуши
Фото © ТАСС / Надеждин Георгий

Войну презрением не отменишь. В выбор народов тоже можно верить, но каким образом народы должны выбирать и где они вообще что-то в этом мире выбирают? Об остановке гонки вооружений и афганской войны вообще молчу. Бессилие и сдача позиций объявлены отчего-то победой.

К заслугам Горбачёва Муратов отнёс и бескровное прощание с коммунизмом. Бескровное ли? Спросите у русских в республиках Средней Азии, в той же РФ спросите – в Тыве или на Кавказе, каким бескровным было тогда прощание с коммунизмом. У армян из Сумгаита поинтересуйтесь.

«Его постоянно упрекали сторонники империи, что он отдал Германию, Чехию, Польшу. Он однажды ответил с непередаваемым сарказмом: «А кому я отдал? Германию – немцам. Польшу – полякам, Чехию – чехам. А кому надо было?» – вспоминает Муратов.

Как обустроил он группу советских войск, выведенную из той же ГДР, Польши, Чехословакии? Если Германия – немцам, что там теперь делают американцы? Почему не запретил на бумаге расширение НАТО на восток? И вопросам этим несть числа. Но ключевой: где огромная страна, которую вверили его заботам? Куда дел?

Но опять же, мои претензии сейчас не к покойнику. Пусть с ним на том свете разбираются. Занимает другое: вся эта розовая каша в голове у главного редактора «Новой» спонтанна и заложена самой природой или продумана с холодной головой за письменным столом?

Вопрос искренности заботит. Не только, кстати, применительно к конкретному фигуранту. Смотришь, бывало, на других: всерьёз они или прикидываются? Не знаешь даже, что хуже.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем