Мелони на доске: почему с предложением итальянки защищать Украину силами НАТО не всё так просто

Об отличии сказанного вчера от заявлений Макрона и Урсулы – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Премьер-министр Италии Джорджа Мелони, наверное, очень завидует французскому президенту Макрону. Как же, про него весь мир говорит: мол, призвал Европу воевать с Россией. А Мелони в сторонке стоит, как сиротка, а она ведь не сиротка. Весь мир видел, как она встречалась с Илоном Маском и самим Трампом, как она на них смотрела. Жарко смотрела, как в лучших итальянских мелодрамах Джина Лоллобриджида – на своих партнёров. Не меньше.
В общем, Мелони решила привлечь к себе внимание. И сделала потрясающее заявление: предложила распространить пятую статью устава НАТО о коллективной обороне на Украину. По её мнению, сделать это можно и без членства Киева в альянсе.
С этого места поподробнее и уже всерьёз. Заявление Мелони, конечно, эпатажное, но не безумное. Она не предлагает немедленно начать войну с Россией всеми силами НАТО, включая Италию. То, о чём она говорит, имеет смысл как «гарантия безопасности» для Украины после того, как СВО завершится и будут подписаны некие мирные соглашения.
Более того, Мелони даже поджигателем войны назвать трудно, поскольку, во-первых, мы же с вами понимаем, что Россия не собирается ни на кого нападать. А во-вторых, идея итальянки соответствует букве мирных предложений, о которых говорили Владимир Путин и Сергей Лавров. Мелони исходит из того, что НАТО не расширяется и не принимает в свой состав Украину.
Что же, она теперь «наш слон» на великой шахматной доске Европы? Не всё так просто.
Да, Мелони в самом деле выносит своё предложение не для того, чтобы начать войну, а для того, чтобы обеспечить мир, причём даже с учётом интересов России. Но при этом она считает Москву «врагом». И для борьбы с ней Европа должна быть объединена и мобилизована.
Незадолго до того, как прозвучали откровения итальянского премьера, знаменитый немецкий политолог Александр Рар написал: «Европа переобулась. 80 лет Европейский союз строился на понятиях «свобода», «демократия», «право», «гуманизм». Теперь идентичность Европы строится на одном постулате: сражение с «имперской Россией».
Коллега совершенно прав во всём, кроме слова «теперь». Оно тут лишнее. На самом деле европейское единство всегда было возможно только при наличии общего врага. А общий враг всегда был одним и тем же. Всякий раз, когда Европа объединялась и находила силы прекратить войны внутри своих пределов, это происходило потому, что она готовила поход против русских.
Что сделал Наполеон, «Европу всю держа в руках»? Отправился покорять Москву.
Прошло лет 30 с его поражения – что за карты Европы публиковали в итальянских газетах? Отличные сатирические карты: все европейцы – люди как люди, трудятся на своих огородах, а на востоке стоит страшный бородатый русский мужик с саблей, всем угрожает. Не зря рисовали – в 1854 году Севастополь осаждали вместе войска Англии, Франции и Пьемонта (то есть итальянские).
Меньше века спустя континентальную Европу взял в свои руки Гитлер – и тоже для похода на Россию. Известно, как началось и чем закончилось.
Теперь гитлеровский мундир примеряют Эммануэль Макрон и Урсула фон дер Ляйен – и опять никакого другого смысла в объединении, кроме как создание армии для войны с Россией.
Итальянка Мелони умнее своих коллег из Парижа и Брюсселя. Она хочет «проскользнуть между струй». Создать европейское единство против России, но не доводить дело до истребительной войны. Ограничиться войной холодной, противостоянием вооружённых до зубов армий, которые, однако, не вступают в бой.
Очень вероятно, что к этому и придёт европейская политика в XXI веке. Хотя на самом деле нет ничего проще, чем поддерживать мир с Россией. Для этого вооружаться не нужно. Мы-то воевать не хотим...
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.