Мерц в глазах: почему новое правительство Германии будет немножко лучше старого

Об итогах выборов в бундестаг – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Есть такие политики, которые, когда говорят, не просто говорят, а проговариваются. Одним из них намедни оказался Фридрих Мерц – лидер Христианско-демократического союза, который вот буквально только что выиграл в Германии парламентские выборы.
Ну как выиграл... Союз ХДС/ХСС, который в Германии принято называть «чёрными» (там у каждой партии есть традиционное цветовое обозначение, причём не всегда логично вытекающее из идеологии), получил в воскресенье 28,5% голосов – на 4% меньше, чем прогнозировалось. Но это – первый результат, 208 мест в парламенте из 630 и право формировать правительство.
Получив это право, Мерц высказался так: это важнейшее событие для Германии и США. Вот здесь он и проговорился.
Тут вот в чём штука. Любой политик Германии на словах выступает за суверенитет своей страны. За то, чтобы она принимала важнейшие решения про свою политику и экономику самостоятельно, ни на кого не оглядываясь.
Но на деле практически все немецкие партии – это партии иностранного влияния. Разница в том, что правившая до последних выборов коалиция «красных», «зелёных» и «жёлтых» во главе с канцлером Шольцем работала прежде всего на руководство Евросоюза. На Брюссель. Поэтому, в частности, упорно «помогала Украине», изо всех сил продвигала зелёную повестку, не давая германской экономике развиваться, сознательно отказывалась от дешёвых энергоносителей из России.
ХДС/ХСС, понятное дело, тоже за суверенитет. И тоже за ограниченный. Но вот начальство у Мерца сидит не там же, где у Шольца. Мерц пользуется одобрением Дональда Трампа. Тот уже успел высказаться в том смысле, что наконец-то в Германии пришли к власти нормальные люди, с которыми можно иметь дело.
Главный вопрос: а нам-то что с того? Какие выводы должна сделать Россия из заявлений победителя этих выборов?
Первый (и главный): Германия будет делать то, что скажет Трамп. Это означает, что (несмотря на все ранее сделанные заявления того же Мерца о необходимости бороться с русскими до последнего украинца) Германия пойдёт вслед за США к «разрешению конфликта на Украине». К тому, чтобы признать Россию победителем. Да, конечно, с оговорками, с сохранением некоторых (но не всех) санкций, с яростными и пустыми антироссийскими заявлениями, но всё-таки станет двигаться именно в этом направлении. Не поведётся на внушения Брюсселя и Парижа, не станет создавать единую армию для войны с Россией, не пошлёт своих солдат на Украину умирать «за Европу».
Второй (и тоже главный): Германия, скорее всего, не согласится заново включить «Северный поток», хотя это для неё объективно было бы очень выгодно. Потому что это невыгодно для её патрона. Вашингтону нужно, чтобы Берлин покупал очень дорогой СПГ, который привезут из-за океана, а не дешёвый трубопроводный газ из России. Если новый канцлер Германии, который обещал сформировать своё правительство к апрелю, расписался в преданности США, значит, газ будет американский, и точка.
Ну и last but not least. Давайте честно скажем о том, есть ли в новом парламенте Германии те, кто хотел бы в самом деле выстроить с Россией хорошие отношения. Не в интересах США, а в собственных.
Да, такие люди есть, и их очень много. «Альтернатива для Германии» получила на выборах 20% голосов. Это блестящий, рекордный, но ничего не дающий немцам результат. У АдГ большинство на всей территории бывшей ГДР, у неё свыше 150 мест в бундестаге. И при этом никакой возможности участвовать в формировании правительства.
Такова германская парламентская «демократия». Вторая по популярности партия страны до сих пор надёжно изолирована. Ни одна другая парламентская партия не хочет создавать с ней коалицию. По сути, это означает, что все немцы восточной части страны изолированы от власти.
Германия с канцлером Мерцем будет для России понятнее и удобнее, чем с Шольцем. Это плюс. Германия с канцлером Мерцем не будет более суверенной, а будет более зависимой от чужого мнения. Это минус.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.