Далеко ли до Сталина: как эстонские власти решили в гонениях на Церковь превзойти большевиков

Об антиклерикальной кампании прибалтийской республики – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Со стороны может показаться, что развязанная сейчас в Эстонии кампания против Православной церкви – это такая запоздалая (в духе анекдотов про «горячих» эстонских парней) дань политической моде. Попытка Таллина следовать в уже изрядно прокисшем тренде русофобии, тон в котором задавал Киев, запретивший каноническую церковь.
Но нет, в деле гонений на Церковь эстонские политиканы могут дать фору Зеленскому со товарищи. По сути, кампания против православия в Эстонии началась ещё в 90-е годы, когда к власти в республике впервые пришли нацики.
Другое дело, что экономные эстонцы старались не доводить дело до крайности, понимая, что такого удобного и безропотного «врага», как православные батюшки и бабушки, нужно всячески беречь. Поэтому про «русское влияние в исторически чуждой церкви» нацики вспоминали только под выборы, постепенно заставив приходы ЭПЦ тщательно скрывать свою принадлежность к Московскому патриархату, к чему в Москве относятся с полным пониманием.
Но этого бывшему фельдфебелю Кайтселийта (это такие добробаты эстонских нациков) Лаури Ляэнеметсу, назначенному министром внутренних дел страны, показалось мало. И свою кампанию против Церкви он начал с того, что выгнал из страны митрополита Таллинского Евгения (Решетникова), имеющего российское гражданство.
Далее по инициативе всё того же Ляэнеметса в парламент был внесён законопроект с поправками к Закону о церквях и приходах, которые предписывают Эстонской православной церкви окончательно разорвать все связи с Московским патриархатом, а также низложить митрополита Евгения, который продолжает руководить епархией из-за границы.
Отдельные требования коснулись знаменитого Пюхтицкого женского монастыря. Ему ещё в прошлом веке был присвоен статус ставропигии. Это значит, что он подчиняется не местному епископу, а напрямую патриарху. И вот бывший фельдфебель потребовал, чтобы монастырь вышел из подчинения Москве и перешёл бы в послушание если не к Министерству внутренних дел напрямую, то хотя бы к Константинопольскому патриарху Варфоломею, хорошо известному своими проделками на Украине.
Кроме того, все 96 монахинь Пюхтицкой обители (больше половины из них – весьма преклонных лет) должны сдать специальный экзамен на владение эстонским языком.
Дальше, видимо, последует требование перевести на эстонский и все молитвы – а то полицейским агентам непонятно, о чём там молятся эти «божьи одуванчики». Вдруг за здравие русских солдат?!
И бесполезно объяснять, что сёстры просто не в состоянии выполнить требования эстонского МВД. Монастырь – не чьё-то дочернее предприятие, чтобы его захватывать откровенно рейдерским способом.
По церковным канонам то, что предлагает монахиням министр, является тягчайшим преступлением. Сёстры во главе с игуменией Филаретой (Калачёвой) на днях даже ходили с петицией к спикеру местного парламента, желая объяснить свою позицию и убедить его отвергнуть законопроект. Но куда там – монахинь даже на порог приёмной не пустили.
Тем не менее поход сестёр стал своего рода переломным моментом в антиправославной кампании – судя по истеричным комментариям самого министра в прессе, он ждал, что монахини побузят-побузят, но в итоге подчинятся его хотелкам. Но теперь нацики и сами не понимают, что делать дальше.
Отыграть ситуацию назад уже невозможно – того и гляди самих запишут в «агенты Кремля».
Пойти на принцип и закрыть монастырь – настоящий памятник истории и архитектуры, который даже в годы советских гонений на Церковь не прекращал своей работы? Тоже не вариант – новые американские власти и так уже заявили о нарушениях принципов демократии и прав человека в Европе.
Нетрудно себе представить реакцию Трампа, когда он узнает, что министр Ляэнеметс (между прочим, протеже той самой рыбоглазой Каи Каллас, которая сейчас рулит внешней политикой Евросоюза и пытается собрать ополчение против американского президента) запретил христианскую церковь и депортировал из страны престарелых монашенок, которые бесплатно угощали обедами всех паломников и нищих, не интересуясь, на каком языке они разговаривают.
Тянуть время? Но чем дольше эстонские власти воюют с православной церковью, тем больше сами эстонцы начинают ею интересоваться. И не просто интересоваться – по оценкам экспертов, уже сегодня число православных прихожан там превысило лютеранскую паству, хотя именно протестантизм считался традиционной конфессией эстонцев, отличавшихся равнодушием к духовной жизни.
Поэтому у каждого верующего человека новости из Эстонии должны сейчас вызывать не только тревогу, но и чувство искренней радости за матушку Филарету с сёстрами, которым выпал такой шанс засвидетельствовать свою верность Христу.
И даже немного жаль, что эстонские министры с депутатами не читали историю обители, основанную в конце позапрошлого века княгиней Елизаветой Шаховской на холме близ села Куремяэ, который эстонцы называли Пюхтица, то есть «святое место». По преданию, где-то в XVI веке (то есть в самый разгар религиозных войн между католиками и протестантами на севере Европы) на этом холме три дня подряд являлась Сама Богородица, поднимавшаяся от родника в низине.
Поскольку вода – образ Слова Божия – не раз упоминается в Библии, то смысл пророческого явления был понятен: сколько бы ни старались сильные мира сего, но церковная жизнь в этих краях не прекратится никогда. По крайней мере до тех пор, пока сами люди будут жаждать живой воды.
Ну а что бывает с теми безумцами, кто пытается этот источник остановить, объяснять никому не нужно.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.