рубрики

Парк беды: как власти Латвии скатываются к нацизму
Фото © ТАСС

«Чемодан, вокзал, Россия…» – с таким плакатом пришёл в рижский парк Победы латышский школьник. Он просто повторяет аргумент министра юстиции Яниса Борданса: «Лояльных к Русскому миру надо депортировать из Латвии».

В эти дни в парк к памятнику Освободителям Латвии и Риги среди сотен людей рвутся парни в закрывающих лица чёрных балаклавах. На все административные нарушения со стороны латышских националистов полиция закрывает глаза. Зато в понедельник служители закона задержали шестерых русских нарушителей.

Рижанин Сергей Муливанов доставлен в полицию за плакат «Не забывайте о Нюрнберге». Протокол и штраф.

В Нюрнберге повешены многие гитлеровские ублюдки, включая остзейского немца и рейхсминистра восточных оккупированных территорий Алфреда Розенберга. Этот идеолог расового истребления славян родился в российской Эстляндской губернии и учился в Риге и в Москве, но в Третьем рейхе в рамках борьбы за «расовую гигиену» призвал к уничтожению неполноценных восточных народов: евреев, поляков, украинцев, русских и прочих остляндеров, в том числе латышей.

Розенберга повесили в октябре 1946 года, а в начале того же года решением Рижского трибунала в Риге были повешены шесть нацистских руководителей. Среди них – обергруппенфюрер Фридрих Эккельн, рейхскомиссар территории «Остланд». Палач киевского Бабьего Яра и более трёх миллионов мирных жителей на оккупированных территориях Прибалтики и Белоруссии был повешен в Риге как раз на площади, где сейчас стоит последние дни мемориал Освободителям Латвии и Риги.

Парк беды: как власти Латвии скатываются к нацизму
Фото © ТАСС / Донат Сорокин

Памятник снесут. Странно даже, что Латвия прошла только за долгие 30 лет путь, на который нацистам Гитлера потребовалось всего пять лет – от переворота до введения танков вермахта в Чехословакию с разрешения Франции и Великобритании.

Русские Латвии запуганы и пытаются убедить себя, что живут в системе демократических ценностей и толерантности. Хотя этнических русских не было в правящей коалиции ни разу, исключая поставленную по совету США и всё равно уволенную националистами женщину-министра Марию Голубеву с её безупречно нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Включение в Европейский союз и НАТО уничтожило латвийскую промышленность, сократило население почти на 50% и, главное, сделало правовой нормой русофобию. Легитимность расовой гигиены записана в поправках к латвийской конституции, которые подсуетился сделать Эгил Левит – сын советского крупного партократа.

«Снос всех памятников советской оккупации будет означать свободу всего латышского европейского народа. А нелояльность будет наказываться тюрьмой и депортациями», – прямо говорят идеологи реваншизма. Общественный диалог заменён на цензуру и репрессии.

В мае сейм Латвии разорвал договор с Россией от 1994 года о защите воинских мемориалов. В июне обсуждалась идея о конфискации активов России, сейчас речь о запрете виз для россиян и депортации нелояльных. Флаг России на лобовом стекле – административное дело, буква Z – до 5 лет тюрьмы.

Парк беды: как власти Латвии скатываются к нацизму
Фото © mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы

С 1 сентября в Латвии не останется ни одной русской школы. Рижские улицы Пушкина, Ломоносова, Гоголя и даже диссидента Сахарова переименуют в латышские. Политики вынашивают проект запрета и штрафов за использование русского языка в ресторанах, отелях и даже на улице.

Русофобия становится хорошим тоном лимитрофных демократий Прибалтики. В Эстонии и Литве русофобии меньше, там озабочены скорее антироссийскими дорожными картами, чем борьбой с Фёдором Достоевским. А в Латвии ещё с конца прошлого века закрывали русские школы и запрещали русский язык. Почти треть латвийских жителей сразу получили паспорта «неграждан» – aliens, чужие, лишённые большинства гражданских прав. Спустя 30 лет в европейской стране их больше 200 тысяч. Их запугивают, они лишены прав и возможностей жить как латыши.

Политическая ситуация в Риге становится похожей на то, что начиналось в Берлине примерно так летом 1935-1936 годов. Можно вспомнить оккупированную южную Францию 1940 года в пьесе Миллера «Это случилось в Виши». Те же мысли и робкие надежды. Не может быть, мы же в стране законов и демократии.

«Мы не русские, мы европейцы. Мы культурный единый народ, у нас один язык и один президент», – говорит мужчина по имени Николай.

Его фамилия ранее была неприлично оккупантской – Соколов. Теперь по жене он чистокровный латыш. Николайс Берзиньш сдал экзамен по латышскому языку, он гражданин Латвии и старается подчёркивать свою латышскую патриотичность. Он любит говорить о превосходстве латышей и в целом всех европейцев над бедными и агрессивными гражданами России и Белоруссии. А только на прошлой неделе он размахивал украинским флажком на рижском концерте группы «Океан Эльзы». Николайс относит себя к среднему классу, он расслаблен и саркастичен. Не напоминает предвоенный Берлин, увешанный флагами с чёрной свастикой?

Парк беды: как власти Латвии скатываются к нацизму
Фото © ТАСС / Митя Алешковский

«Ну что вы, Сара, немцы это же культурный народ! И что нам делать в Америке, когда у нас на Ляйпцигештрассе хлебная лавка, и молодому Иосифу ещё три года нужно ходить в университет?» – говорили в Германии. Известно, чем это закончилось: Аушвиц, Бухенвальд, Треблинка.

Нацизм – продукт экспансивный. Дети латышей и русских в латвийском обществе с 1991 года – часто как «мишлинги» в гитлеровской Третьей империи. Говорящие на русском «смешанные», «полукровки» – расовый термин нацистов для людей с предками как «арийского», так и «неарийского» происхождения. После включения постсоветской Латвии в 2004 году в состав НАТО и ЕС страна полностью потеряла свою независимость. Банановая республика во внешнем управлении. Массовый снос памятников воинам антигитлеровской коалиции создаёт иллюзию независимости, но это не так, решение принималось с оглядкой на Вашингтон.

Битва с памятником советским Освободителям стала третьим важнейшим событием в карьере рижского мэра Мартиньша Стакиса. Как наци он снимал флаг Белоруссии и лишал Латвию посольства РБ (соседи сразу ушли, унеся почти полмиллиарда евро годового торгового сальдо). Затем мэр уже в качестве либерала провёл Рижский прайд ЛГБТ, выписав из бюджета Риги огромные гонорары западным звёздам гей-комьюнити. Сейчас Стакис снова зигует в роли наци: «Памятник оккупации будет снесён до 15 ноября, это наша цель».

«Политикам виднее. Хотя у меня дед погиб в еврейском концлагере, ведь не снесут же музей рижского гетто и Холокоста в Латвии? Снесут только памятники оккупировавшей Европу Красной армии, а еврейские мемориалы не тронут», – говорит рижанин Илья.

Наивный конформист. Вандализм никогда не останавливается на полпути. В Риге всё началось с того, что пиарщики стали раскрашивать памятники победы в 1945 году в цвета украинской жовто-блакитности. Затем мэр Стакис поставил у главного мемориала победителям рекламу украинских жертв. Так было в мае. Потом сносили бульдозером цветы и заводили пачки дел за «нелояльность». В сентябре постараются оставить на месте мемориала ровную площадку.

Сейчас у памятника в парке Победы стоят десятки машин с синими проблесковыми маячками. Полицейские инструктированы на нулевую толерантность. На этой неделе начнётся откачка воды из мемориального бассейна, затем будут снесены две скульптуры и демонтирован гранитный барельеф «1941 – 1945».

Железобетонный обелиск со звёздами в память каждого года Великой Отечественной войны политики решили переработать в каменную крошку для рижского дорожного строительства. На месте разрушенного мемориала варвары думают построить ландшафтный парк или торговый молл. А люди будут приносить свечи и цветы.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем