Литературный конкурс остаётся со своими авторами и темами, выяснил «Абзац»

«Большая книга» себе не изменяет. Почему литературная премия остаётся ангажированной?
Фото © Александр Авилов / АГН Москва

Литературная премия «Большая книга» назвала короткий список писателей. В конце года традиционно определят победителей в особом жанре «русофобская литература».

Да, «Большая книга» – многолетний бренд, заслуживший популярность у экспертов и читателей. Но, по мнению экспертов «Абзаца», все эти годы премия воспитывала презрение ко всему отечественному. Бывший главред «Литературной газеты», писатель Юрий Поляков даже дал название этому явлению – «отчизноедство».

«Авторов для премии набирают «исходя из антисоветизма кандидата, а ещё лучше – русофобии, на худой конец довольствовались социальной апатией. А книги, исполненные веры в Отечество, здорового отношения к миру, отсеиваются на дальних подступах как неприличные», – отмечал Поляков, комментируя ориентацию «Большой книги».

В шорт-листе этого года – всё те же. Литераторов Павла Басинского, Сергея Белякова и Гузель Яхину впору считать ветеранами конкурса. А вот в руководстве премии перемены. Бессменный до апреля текущего года директор «Центра поддержки отечественной словесности» – учредителя премии – Георгий Урушадзе по «политическим мотивам» покинул Россию и обосновался в Германии. Правда, с уходом Урушадзе пришло новое разочарование, считает писатель, литературный критик Вадим Чекунов.

«Большая книга» себе не изменяет. Почему литературная премия остаётся ангажированной?
Фото © Пелагия Тихонова / АГН Москва

«Сейчас Урушадзе ушёл из «Большой книги», но на смену ему пришла Татьяна Восковская из Ельцин Центра, которая раньше работала в структурах Марата Гельмана и Глеба Павловского. В общем, пока поменяли шило на мыло», – сказал в беседе с «Абзацем» Чекунов.

Писатель считает большой проблемой премии, что вместо читателей выбором литературы занимаются организаторы и прикормленное жюри. Они и диктуют современную словесность.

«Главное, помнить, кто эту премию спонсирует, кто находится в жюри. В её учредителях есть Роман Абрамович, Александр Мамут, Ядвига Юферова, Елена Шубина. Кстати, то, что выходит в редакции Шубиной, прямым текстом можно назвать современной антиотечественной литературой. Ещё один человек, олицетворяющий премию, Сергей Чупрынин, – большой ценитель и любитель поэзии Алексея Улюкаева. Поэтому ожидать, что в списке будут люди какого-то иного плана, не приходится», – говорит Чекунов.

Известный российский писатель и публицист Герман Садулаев в 2010 году стал финалистом «Большой книги» с романом «Шалинский рейд». Несмотря на то, что с тех пор премия обходила его произведения стороной, автор находит объяснение этому с точки зрения правил литературной награды.

«Большая книга» себе не изменяет. Почему литературная премия остаётся ангажированной?
Фото © Андрей Никеричев / АГН Москва

«В жюри этой премии сильна либеральная направленность, и некоторые её решения, возможно, идеологически мотивированы. Но я бы видел решения в том, чтобы появлялись новые премии патриотической направленности. То есть в противовес. Ведь «Большая книга» – всё-таки частная премия. А если частная, то они могут свою политику проводить», – считает Садулаев.

Политика литературного конкурса с прилагательным «национальный» в этом году вновь предлагает читателю авторов, считающих, что антисоветский контент – тренд, а антипатриотизм – норма. Финалистка «Большой книги» Гузель Яхина продолжает исследовать «ад Советского Союза», а её коллега из шорт-листа Сергей Беляков рассказывает о «странной и жестокой» сталинской Москве.

В этот раз, кстати, премия сделала «подарок» и объявила из 15 финалистов-писателей имена только десяти. До шорт-листа не дошёл, например, частый визитёр «Большой книги» Дмитрий Быков с романом «Истребитель».

telegram
Рекомендуем