рубрики

Известный гитарист о непростых временах для славянской культуры и её спасении

Музыкант Дидюля об отмене культуры: «Есть много дружественных стран, которые хотят изучать славянскую культуру»
Фото: Галина Моисеева

Гитарист-виртуоз Дидюля крайне редко даёт интервью. Поймать музыканта, которого впору вносить в Книгу рекордов Гиннесса за бесчисленное множество концертов, не так-то просто. И даже сейчас, когда из-за ковидных ограничений выступлений у артистов стало меньше. Но «Абзацу» удалось поговорить с музыкантом из Белоруссии. Недавно Дидюля выпустил свежий альбом с символичным названием «2021».

Это интервью о новом проекте, планах артиста, его отношении к запрету славянской культуры, а также конкурсу Евровидение.

Ваш последний альбом называется «2021». Что вы хотели сказать этими цифрами? Какая музыка вошла в этот альбом?

Я не думал особо над названием. Решил этими цифрами, математическими обозначениями зафиксировать свой музыкальный и творческий этап. Музыка в альбоме в большинстве своём очень акустическая, минимум электроники. Много струнных, много гитар, много живого звука. Пластинка получилась очень интересной. Этот альбом вышел и на компакт-диске. Я до сих пор выпускаю компакт-диски и в планах выпускать винил. Я хотел этим альбомом сказать слушателям, что язык музыки выше над суетой – городской и цивилизационной.

Многие знают вас как артиста, прославившего Белоруссию с гитарой в руках. А что такое белорусская гитарная музыка?

Белоруссия граничит с Европой, с Польшей. Польская гитарная жизнь в 1980-90 годах была очень бурной. Были журналы, фестивали, конкурсы. Всё это сильно влияло на белорусскую гитарную школу. Нужно отдать должное, было много интересных композиторов: Евгений Гридюшко, Валерий Живалевский, Денис Асимович, Владимир Захаров. Эти музыканты сочиняли, создавали музыку, которая впитала в себя сплав европейской музыкальности, литовской, славянской, белорусской, польской. Был такой хороший космополитизм. В этом было много певучести.

До пандемии вы считались гастролёром-рекордсменом. Не менее 120 концертов в год в России. Что изменилось во время ограничений, как пандемия повлияла на вашу концертную деятельность?

Коронавирус внёс коррективы в жизнь всей планеты. Но вместе с тем роль музыкантов, артистов осталось такой же, на мой взгляд, важной. Дело, труд, работа и творчество, которыми мы занимаемся, всё равно необходимы людям, в какой бы исторический период мы ни жили. Музыка останется музыкой. Пандемия внесла свои коррективы. Были закрыты залы, были ограничения для нас, но это преодолимо. Музыкальные времена возвращаются. Мы верим в то, что музыка, как и прежде, будет нужна людям.

Музыкант Дидюля об отмене культуры: «Есть много дружественных стран, которые хотят изучать славянскую культуру»
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

Сейчас новая напасть. Русская, славянская культура переживает непростые времена. Что вы думаете об этом?

Великая русская, православная, славянская культура, музыка, письменность, слово, язык, традиции имеют великое значение в мировой цивилизации, в мировом процессе. Сейчас вызовы, сейчас непростое время, и от нас, музыкантов, от людей творческих, от людей интеллектуального труда, от учёных, изобретателей, математиков многое зависит. Исторически этот момент требует большого ума, вдумчивости, собранности, конечно же, веры. И мне кажется, что цивилизация, пройдя этот этап, сможет выбраться из него с новым опытом и, возможно, с новыми достижениями.

Мне хочется верить в то, что человечество не уничтожит ни себя, ни свой тот тысячелетний, вековой опыт, который был накоплен. Да, это вызовы, это непростое время. Это время войдёт в учебники истории. Но этот вызов человечество само себе накликало. Мы очень много десятилетий неправильно жили. Это касается всего человечества. Земля жила по ошибочному, денежному сценарию. Мы отвернулись от нашей души, отвернулись от великого, тонкого, божественного мира. Поэтому получаем то, что получается. Получаем кризисы, проблемы, вызовы, непростые задачи, которые нужно попытаться решить.

Что вы думаете о так называемой культуре отмены? Как вы оцениваете пренебрежительное отношение западного мира к русской музыке, русскому искусству?

Совершенно не ведают, что творят. Это время пройдёт. Невежество было во все времена и века. Наша задача – не обращать внимания. Повторюсь, у нас великая культура, большое ответственное настоящее и прекрасное будущее. С божьей помощью мы преодолеем все вызовы. Нужно спокойно к этому относиться, не впадать в панику. Однозначно не нужно действовать зеркально, ответно. Наоборот, если есть какие-то вызовы по поводу российской культуры где-то там, мы никаких вызовов их культуре предлагать не будем. У нас пространство добра, стойкости духа, великой божественной силы и энергии. Именно в этом основная цель и задача России. Быть в современной цивилизации спасительным островком традиционных ценностей, правильного культурного отношения к людям и ко всему миру. И Россия с этой сложной ношей должна справиться.

Музыкант Дидюля об отмене культуры: «Есть много дружественных стран, которые хотят изучать славянскую культуру»
Фото: Андрей Астафьев

Сейчас в России некоторые артисты берут инициативу по спасению культуры в свои руки. У нас создаётся музыкальная ассоциация, чтобы артисты могли поддерживать друг друга. А разве не государство должно помогать?

Конечно, хотелось бы, чтобы государство более активно повернулось к музыкантам, артистам. Это большой объём работы. Вообще, при Министерстве культуры, мне кажется, должно быть подразделение, которое будет пропагандировать национальное творчество, национальную музыку, слово, более мощно, в масштабах всего мира. Есть очень много дружественных стран, которые хотят глубже, подробнее изучать русскую, славянскую культуру, музыку. Нужно этим заниматься более активно.

Я бы и сам хотел активнее работать в плане государственного продвижения, позиционирования и пояснения: что такое вообще российская, белорусская, славянская культура. Со временем, я думаю, постучусь в Министерство культуры, в правительство по поводу культурной политики. Есть много идей, мыслей, предложений и опыт колоссальный за эти годы. Это нормальная ситуация, когда мы развиваем музыку не только вширь, но и вглубь. Думаем о других поколениях, развиваем искусство с пониманием того, как будет развиваться великая страна Россия последующие десятилетия и столетия.

В 2014-м ваш дуэт с Максом Лоренсом должен был поехать на Евровидение. Но в последний момент на конкурс от Белоруссии отправили другого исполнителя – TEO. Не обидно было?

Был интересный для меня опыт. В 2014 году мы подали заявку, создали песню. Достаточно ярко, красиво выступили. Но, так как курирует поездку на Евровидение белорусское телевидение, на конкурс отправили представителя Белтелерадио, своего человека. Голосование мы выиграли, зрительские симпатии были на нашей стороне. Но некие закулисные, для меня непонятные решения взяли верх. Ничего, бывает. Со временем мы ещё попытаемся создать классную музыку для этого конкурса. Готовы к экспериментам дальше. Есть идея показать, какой удивительный музыкальный багаж есть у Белоруссии.

А как вы оцениваете сегодняшнее Евровидение? Многие обвиняют конкурс в политизированности. Вы так считаете?

Конечно же, это есть. Есть политика. Она очень сильно там мешает музыке. Но поменять что-то в ближайшее время не получится, скорее всего. Белоруссия и Россия в этом году вообще были отстранены от участия. Нужно спокойно отнестись к этому и развивать, на самом деле, свои конкурсы. Одним из таких является «Славянский базар». В этом году группа «ДиДюЛя» будет участвовать в открытии этого фестиваля, затем будем играть большой концерт там. В общем, будем украшать этот фестиваль.

telegram
Рекомендуем