Мария Ревякина ушла из Театра Наций. Что будет с «Золотой маской», которую она по-прежнему возглавляет?
26 декабря в телеграм-каналах, посвящённых культуре, появились сообщения об уходе Марии Ревякиной с поста директора московского Театра Наций. Официально эту информацию никто не комментировал. «Абзац» пытался дозвониться до Ревякиной, но её телефон выключен.
Ревякина – известный театральный деятель, лауреат Государственной премии России (2000 год), а также генеральный директор национальной театральной премии «Золотая маска».
В чём претензии театрального сообщества и зрителей
Деятельность Марии Ревякиной в последние годы оценивалась в театральной сфере неоднозначно. Зачастую критика в адрес её и премии «Золотая маска» была связана с тем, что победителями становились одни и те же театры, режиссёры и актёры. Ревякину также критиковали за приверженность либеральным культурным традициям.
Так, театральная «Маска» в 2022 году за лучшую работу режиссёра досталась Дмитрию Крымову за спектакль «Моцарт. «Дон Жуан» Генеральная репетиция». При этом ещё в феврале лауреат уехал из России в США из-за своей гражданской позиции. В интервью после отъезда он осуждал проведение спецоперации.
В этом же году спецпремия национального театрального фестиваля досталась спектаклю «Горбачёв» Театра Наций в постановке откровенного русофоба, латвийского режиссёра Алвиса Херманиса.
Главная российская театральная награда – премия «Золотая маска» – появилась в 1994 году. Возглавлявший в те годы Союз театральных деятелей актёр Михаил Ульянов заявлял, что «новая премия должна была стать независимой профессиональной наградой, так как работу номинантов оценивают именно коллеги».
Ситуация с «Маской» кардинально изменилась в 2012 году, рассказала «Абзацу» театральный критик Екатерина Кретова:
«В 2012 году я вошла в экспертный совет премии и ощутила все её нюансы. На самом деле вся эта театральная система «Золотой маски» очень интегрирована в систему политических интересов и идеологии. Именно в 2012 году, когда в России произошли известные события (речь идёт о митингах – прим.), вдруг в экспертных советах, в жюри, в этом образовании под названием «Золотая маска» появились другие люди. Люди других эстетических взглядов, других творческих воззрений. Это абсолютно ангажированная история. Это компания «своих», которые совершенно чётко выстраивают идейную, художественную, эстетическую программу. Результаты этой программы мы видели – мы знаем всех лауреатов «Золотой маски», из года в год одних и тех же».
А судьи кто?
Как у профессионального сообщества, так и у простого зрителя сегодня нет доступа к полному поимённому списку экспертного совета «Золотой маски». Между тем по регламенту эти «люди от премии» начали осмотр театральных работ, которые ждут наград уже в следующем году. На такую загадку обратила внимание Екатерина Кретова, по мнению которой, имена экспертов сознательно скрываются из-за их позиции по известным событиям.
Одного такого «эксперта» Кретова всё же назвала. Ещё 26 февраля критик Ая Макарова опубликовала в одной из соцсетей пост под названием «Обращение россиян». Текст публикации напрямую содержал несогласие с проводимой властями страны политикой. Позже появились сообщения, что совет премии проверит высказывания эксперта, но что из этого вышло – до сих пор неясно.
«Тем не менее непотопляемость всей этой истории поражает. После 24 февраля очень многие маски оказались сорваны. Мария Ревякина была среди тех, кто подписал письмо против спецоперации. Она никуда не уехала – осталась на месте, при этом не пострадав от своих поступков и решений. Вопрос остаётся открытым: что будет с «Золотой маской»? Этот фестиваль выстраивает идейно-художественную и эстетическую палитру театра в России в целом, и вопрос с премией до конца не решён», – пояснила Кретова.
Мария Ревякина занимала пост генерального директора премии и фестиваля «Золотая маска» с 2004 года.