Санта санкций: какой подарок экономике России могут сделать США после Рождества
В отношении России действует порядка 19 тыс. санкций. Возвращение Дональда Трампа в Белый дом 20 января может привести к ослаблению режима рестрикций, считают аналитики. «Абзац» разбирался, какие ограничения США способны отменить в первую очередь и как именно это скажется на нашей экономике.
Санкции не работают
США активно начали вводить санкции против России в 2014 году – после того, как в её состав вернулся Крым. В итоге курс рубля упал почти в два раза, а отдыхать за границей стало дороже.
В 2022 году у нас «отняли» McDonald's и Coca-Cola. При этом у бигмака изменилось название, но вкус остался прежним – журналист Такер Карлсон не даст соврать.
Да и купить оригинальную Coca-Cola тоже несложно. Штаты своими рестрикциями пытались ограничить развитие целых отраслей российской экономики, но у них не получилось.
Какие санкции США накладывали на Россию:
- Ограничение зарубежных платежей для российских граждан и бизнеса.
- Запрет американцам и их компаниям вести бизнес с Россией.
- Заморозка золотовалютного резерва России (около $350 млрд).
- Арест счетов российских компаний в банках США.
- Заморозка имущества российских миллиардеров.
- Ограничение на продажу российских нефти и газа, нефтепродуктов и угля.
- Установление потолка цен на нефть из России на мировых рынках.
- Запрет на экспорт в Россию техники и оборудования (от айфонов до станков).
- Ограничение IT-сектора России (запрет на предоставление услуг и продажу программного обеспечения).
- Закрытие неба США для наших авиакомпаний.
Американская администрация рассчитывала, что такие меры разрушат экономику России и вызовут социальное недовольство. Однако этого не случилось. Российская экономика в 2022 году потеряла лишь чуть более 2%, а в 2023-м она выросла уже на 3,6%. В этом году, по оценкам премьер-министра Михаила Мишустина, ВВП за III квартал увеличился более чем на 4%.
Дядя Сэм берёт слова обратно
«Светоч демократии» и «ось добра» после победы Дональда Трампа на президентских выборах может в первую очередь снять санкции, которые снижают прибыль американских корпораций, обращают внимание собеседники «Абзаца».
За республиканцем стоит среднетехнологичный бизнес: компании ТЭК, металлурги, машиностроители, крупные промышленные концерны. В угоду им и могут смягчаться те или иные рестрикции.
Сам Трамп основным противником США видит Китай. Поэтому и снимать санкции он может с прицелом на Поднебесную, рассказал «Абзацу» доцент кафедры экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета Дмитрий Морковкин:
«Это будет делаться, чтобы не допустить роста зависимости России от китайских технологий. Трамп пойдёт на возобновление энергетического сотрудничества с РФ на выгодных для США условиях. Это будет означать ограниченный технологический трансфер в пользу российских нефтяных компаний в обмен на перераспределение мировых рынков в пользу американского бизнеса».
Россия зависит в части геологоразведки и добычи от сервисного оборудования Запада. И она сможет обновить его, заявил «Абзацу» кандидат экономических наук Евгений Сивков.
«Американским нефтяным и газовым компаниям невыгодно оставаться в стороне, когда Россия, Иран и Китай уже фактически создают новый энергетический рынок в обход Запада. Если рассматривать санкции с точки зрения возможного снижения давления, то, вероятно, это будут ограничения на поставку оборудования для добычи нефти и газа. Но здесь стоит не забывать, что Трамп – бизнесмен и его главный интерес – это прибыль, а не восстановление дружбы», – убеждён эксперт.
В начале ноября США уже начали постепенно снимать с России санкции, отметил в разговоре с «Абзацем» финансовый эксперт Александр Вайс. Так, были убраны ограничения в отношении добычи, переработки, транспортировки и покупки угля, древесины, возобновляемых источников энергии и любых изотопов урана.
«Отмена санкций является временной мерой и действует до 30 апреля 2025 года. Расчёты в долларах почти в любую страну и в любых количествах теперь доступны российским компаниям и гражданам через банки, связанные с энергетикой», – комментирует Вайс.
Эксперт считает, что снятие рестрикций положительно скажется на нашей экономике. Это обеспечит приток капитала от продажи ресурсов до мая 2025 года – после этого срока санкции могут и продлить.
США, как и прежде, хотят российских ресурсов, ведь главный приоритет для них – прибыль. Американцам невыгодно сближение России, Китая и Ирана, поэтому они могут помешать этому с помощью снятия ограничений.
Эльдорадо для инвестиций
В Россию с ослаблением санкционного режима начнут активнее вкладываться иностранные инвесторы, в первую очередь арабы и китайцы. Да и западные бизнес-структуры не собираются отдавать этот рынок азиатским конкурентам, обратил внимание «Абзаца» экономист Дмитрий Семёнов:
«Строительство автозаводов китайскими производителями в России будет вестись планомерно. Для этого китайцы изучают российский климат. Это нужно для подготовки автомобилей под реальные российские условия. Сейчас существуют погрешности в китайских авто. Но этот вопрос решаем с помощью российских специалистов. Иностранные бизнесы тоже будут плавно возвращаться с учётом смягчения санкций».
Наиболее вероятными кандидатами для выхода на наш рынок после смягчения рестрикций могут быть компании из дружественных стран. В первую очередь речь идёт о Турции, Индии и Вьетнаме, говорит Сивков.
«Это будут компании из сфер производства потребительских товаров, строительства и логистики. Но и здесь не стоит ждать чудес. Крупный бизнес приходит только туда, где видит стабильность и возможность долгосрочного роста», – полагает экономист.
При этом от снятия санкций Россия получит как выгоды, так и проблемы. С одной стороны, возобновление технологического сотрудничества с Западом позволит решить текущие проблемы с параллельным импортом.
С другой, поставки зарубежных технологий могут «потушить» зарождающиеся очаги собственных импортозамещающих производств. Задача государства при таком сценарии – отрегулировать процесс, в том числе заградительными мерами.
Ранее «Абзац» писал, что будет с экономикой России к 2050 году.