Мечи на орала: почему экономика России не замедлится после окончания СВО
Наша экономика растёт темпами, опережающими мировые. Но что будет с промышленностью и российским рынком после окончания военных действий на Украине? Об этом «Абзац» поговорил с экспертами.
Что толкает экономику вперёд
Сегодня оборонная промышленность является локомотивом российской экономики. В 2024 году, по опросу Банка России, она вырастет на 3,7%. Это больше, чем средний показатель по миру. По прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), рост планетарного производства товаров и услуг в нынешнем году составит 3,2%.
За первые шесть месяцев 2024 года промышленное производство в нашей стране выросло на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обрабатывающая отрасль стала выпускать продукции на 8% больше.
Прирост выпуска металлических изделий на наших предприятиях составил 36%, аппаратуры радиолокации и дистанционного управления – 65%. Производство навигационных приборов нарастили на 45%, компьютеров, электроники и оптики – на 35%. Одежды стали шить на 43% больше, чем в первом полугодии 2023 года.
Понятно, что гособоронзаказ разгоняет экономику. Появляется всё больше предприятий, которые плетут, к примеру, маскировочные сети, производят шанцевый инструмент (сапёрные лопатки, бензопилы, кусачки, тросы), делают палатки или камуфляжную одежду и «охотничью» экипировку.
Как не сбавить темп
Последние два с половиной года экономика России растёт благодаря вливаниям бюджета в оборонзаказ. Инвестиции составляют 7–10% в год, рассказал «Абзацу» доктор экономических наук и экс-замминистра экономики Алексей Ведев.
«Это очень большая цифра по сравнению с последними пятнадцатью годами. Чтобы экономика после окончания СВО росла такими же темпами, нужно подобные бюджетные стимулы сохранять и дальше. Это принципиально важно для поддержки экономического роста. После окончания военного конфликта нужно будет вбрасывать в экономику ликвидность, печатать деньги, чтобы поддержать производство», – комментирует эксперт.
Окончание СВО не будет означать автоматического замедления всех процессов, подчеркнул в разговоре с «Абзацем» кандидат экономических наук Лазарь Бадалов.
«Расходы на ВПК не единомоментны, они имеют плановый, длительный характер и кумулятивный, пролонгированный эффект на всю экономику. Оборонка после окончания СВО ещё несколько лет будет работать такими же темпами. После окончания Второй мировой войны в США схожий процесс продолжался до 1948–1950 годов, как и в СССР», – подчеркнул он.
Заслуженный экономист России Сергей Сильвестров в беседе с «Абзацем» отметил, что для недопущения скатывания в стагнацию после завершения СВО властям необходимо сохранить гражданские отрасли экономики.
«Нужно будет продумать меры господдержки, чтобы мирные предприятия остались независимыми от оборонно-промышленного комплекса. Со снижением оборонзаказа нужно будет продолжить развивать и военную экономику, которая всегда стимулирует технологическое развитие. Сейчас огромные ресурсы идут на замыкание производственного цикла внутри страны и переориентирование предприятий на внутренний рынок, а не на обслуживание потребностей других стран», – отметил эксперт.
Кстати, экспорт военной продукции сегодня находится практически на нуле. Это и понятно – всё идёт на нужды Российской армии. После окончания СВО заказы со стороны других государств вырастут, учитывая тот факт, как хорошо показывает себя на Украине наше современное вооружение. Потенциальные заказчики это видят и уже выстраиваются в очередь.
Перекуём мечи на орала
После окончания СВО неминуем перевод экономики на мирные рельсы, говорит Алексей Ведев. Этот процесс называется конверсией. В 80–90-е годы прошлого века до 90% телевизоров и радиоприёмников в СССР и новой России выпускали предприятия ВПК. Всё благодаря более высокой технологической дисциплине по сравнению с гражданскими предприятиями.
«Военная промышленность использует новейшие технологии, которые рано или поздно попадают в гражданский сектор. Важно не повторить ошибки советской промышленности, когда военные разработки не доходили до обычного человека. Были, правда, исключения в самолётостроении», – добавил эксперт.
Так, в СССР был построен сверхзвуковой трансконтинентальный авиалайнер Ту-144. Ведев убеждён, что конверсия поможет росту экономики и потребительского сектора. С таким суждением согласен и Лазарь Бадалов:
«Предприятия, которые сейчас ориентированы на оборонный заказ, будут трансформироваться и переводиться на гражданские рельсы. Потому что технологии, которые сегодня применяются в обороне, очень быстро адаптируются к гражданским отраслям хозяйства. Это показывает история нашей страны последних 70 лет. Будет такой плавный переход».
Получается, что, когда СВО закончится, появятся новые усовершенствованные средства связи и перемены в гражданской авиации. Общественный транспорт получит новый виток развития. Потребитель увидит отечественные модели бытовой техники.
Эксперты считают, что наибольшее развитие могут получить беспилотные технологии. Те, кто собирает, программирует БПЛА и управляет ими на фронте, перейдут в мирные отрасли. Доставка пиццы до окна квартиры воздушным дроном может стать реальностью.
Развитие получит и «умное» сельское хозяйство, когда урожай сеется, обрабатывается и собирается агроботами и беспилотными машинами.