рубрики

Экономика после окончания СВО: как транслировать экономический рост в гражданскую сферу
Фото © Михаил Джапаридзе/ ТАСС

По данным Росстата, рост ВВП в 2023 году составил 3,6%. Внушительный результат, учитывая стремления некоторых стран разорвать нашу экономику в клочья. Драйвером роста служит сектор ОПК. Но что будет с экономикой после окончания спецоперации на Украине и как нам совершить переход на мирные рельсы с сохранением темпов экономического роста?

Что толкает экономику вверх

Российская экономика стала крупнейшей экономикой Европы по паритету покупательной способности. А также вошла в топ-5 быстрорастущих экономик мира.

Однако наш ВВП растёт не вопреки, а благодаря. Вот лишь некоторые причины.

  • Причина № 1: затруднён вывод капитала из России, а потому значительная часть средств остаётся внутри страны. Деньги – это всегда «топливо» в развитии экономики. Например, бизнесмен «икс» до февраля 2022 года вывел бы средства на счета своей кипрской «дочки», однако теперь все зарубежные подразделения закрыты, поэтому он вынужден развивать бизнес внутри России, инвестируя в том числе в масштабирование бизнеса, что создаст дополнительные рабочие места, позволит нарастить выпуск продукции и увеличит налоговые поступления в бюджет.
  • Причина № 2: вырос спрос со стороны населения и бизнеса на сырьё и товары, произведённые внутри страны. Например, строительная компания раньше приобретала для оснащения многоквартирных домов лифты американского производителя Otis. Но после введения антироссийских санкций это стало сложнее, поэтому девелопер отдал предпочтение отечественным производителям, которым из-за возросшего спроса стало выгодно расширять мощности, создавать рабочие места и так далее.
  • Причина № 3: отдых на родине. До февраля 2022 года многие состоятельные граждане воспринимали Россию в качестве «лавочки» для заработка капитала, при этом предпочитая тратить деньги в Европе или Америке: там они покупали себе особняки, автомобили, яхты, туда отправляли учиться своих детей. Теперь эта модель не работает, а тем, кто привык к отдыху в Сен-Тропе, пришлось открыть для себя курорты Краснодарского края.
  • Причина № 4: смена юрисдикции. Многие крупные российские корпорации по большому счёту не были российскими. Например, «Яндекс» был зарегистрирован в Нидерландах, «Тинькофф» и Global Ports – на Кипре, VK – на Британских Виргинских Островах, «Полиметалл» – на острове Джерси и так далее. Только в 2023 году сменили «прописку» на российскую 156 таких компаний, обосновавшись в российских специальных административных районах (САР).
  • Причина № 5: повышение доходов населения. В начале апреля председатель правительства Михаил Мишустин назвал среднюю зарплату в России – 73 тысячи рублей. В год перед началом СВО (2021) этот показатель был значительно меньше – 54 687 рублей. Рост был достигнут в числе прочего за счёт высоких выплат сотрудникам ОПК, а также участникам СВО. Деньги на руках у населения стимулируют экономический рост. Например, сотрудник «Алмаз-Антея» сможет улучшить свои жилищные условия, что позволит заработать строительному сектору и увеличит налоговые поступления в бюджет.
  • Причина № 6: высокий мультипликативный эффект. Из-за спецоперации на Украине выросло количество оборонзаказов, к которым привлекают не только предприятия ВПК. Средний и даже малый бизнес может выиграть тендер на пошив одежды для военных, комплектацию аптечек или обеспечение армии продовольствием. Девиз «Всё для фронта, всё для победы» даёт толчок развитию предпринимательства на всех уровнях.
  • Причина № 7: освободившиеся ниши. Многие зарубежные компании после начала СВО послушно ушли со 146-миллионного российского рынка. Освободившиеся ниши, подобно воде, заполняет российский бизнес.

О росте экономики свидетельствует в том числе ситуация на рынке труда. В России фиксируется исторически низкая безработица – 3,2% по итогам 2023 года. Бизнес конкурирует за сотрудников, а люди получили возможность выбирать лучшие условия труда и заработка.

Есть ли жизнь после СВО

Когда завершится спецоперация на Украине – неясно. Однако думать над тем, как перейти на мирные рельсы, нужно уже сейчас. В противном случае этот процесс может оказаться довольно болезненным.

«С формальной точки зрения мы действительно вырываемся вперёд – у нас растёт ВВП, но дальше нам срочно нужно будет придумывать, как направить инвестиционные потоки в гражданские отрасли. Эта задача будет очень непростой, потому что делать автомобили – не то же самое, что делать танки. Это разная культура производства и разные инженерные школы», – рассказал «Абзацу» экономист Дмитрий Голубовский.

Эксперт уверен: после окончания СВО страна столкнётся с необходимостью реструктуризации экономики, когда для поддержания темпов роста нужно будет инвестировать в производство товаров массового спроса.

«Я говорю не про простые вещи. Ботинки сшить – не проблема, а сделать автомобили – уже проблема. И здесь нужно смотреть, насколько мы это сможем сделать сами или в коллаборации с Китаем. Возможно, нам нужно воспринять культуру производства чью-то, чтобы транслировать экономический рост в гражданскую сферу. Пока мы «едем» на оборонке и на стройке», – пояснил Голубовский.

Для перехода на мирную модель экономики (когда отсутствует такой импульс, как ОПК) потребуется программа развития, составленная при участии всех ведомств: Минфина, Минэкономразвития, Центрального банка, Минтруда и других.

Экономика после окончания СВО: как транслировать экономический рост в гражданскую сферу
Фото © Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин

При этом важно, чтобы все институты действовали сообща. Принцип «лебедь, рак и щука», который зачастую работает сейчас (Минфин находится в режиме вечной экономии, ЦБ держит высокую ключевую ставку, которая тормозит экономический рост, а Минэк ратует за рост ВВП), не приведёт к нужному результату.

Экономика может расти, и это показали кризисные времена. Однако для этого придётся проделать колоссальную работу.

telegram
Рекомендуем