рубрики

Вал громких задержаний: неприкасаемых больше нет?
Фото: Pexels.com

Последняя неделя марта отметилась серией громких задержаний. Сотрудники ФСБ пришли за высокопоставленными лицами Минэкономразвития, Росавиации, «Росатома», Федеральной таможенной службы (ФТС). Всех обвиняют в коррупционных схемах, а также превышении должностных полномочий.

«Всё о России думаешь»

Серия громких задержаний началась с визита сотрудников ФСБ в офисы директора департамента Минэкономразвития РФ Игоря Храновского, экс-главы правительства Карачаево-Черкесии Владимира Кайшева и учредителя санатория «Минеральные воды – 2» Евгения Куделя.

Их подозревают в вымогательстве и последующем рейдерском захвате АО «Кавминводы» (производитель воды «Новотерская»), а также в хищениях газа в особо крупном размере.

В кабинете и дома у главного фигуранта – Игоря Храновского – были обнаружены $3 млн, €1 млн и шесть автомобилей премиального класса. Всё как в популярном проекте «Наша Раша», где чиновник «всё о России думал», а по сути, занимался взяточничеством и казнокрадством.

Другие задержания

Позже стало известно и о других задержаниях высокопоставленных чиновников. В тот же день сотрудники ФСБ пришли за замглавы Федеральной таможенной службы (ФТС) Еленой Ягодкиной. Дама статусная – целый генерал-полковник.

Ягодкиной предъявили обвинение в превышении полномочий. По версии следствия, действуя в интересах двух компаний, занимавшихся поставками алкогольной продукции в Россию, замглавы ФТС необоснованно предоставила им акцизные марки. Ущерб от действий чиновницы, по предварительной оценке, составляет 2,5 млрд руб.

Спустя пару дней ФСБ задержала главу Северо-Восточного МТУ Росавиации Алексея Радюка. Его подозревают в незаконном присвоении денег: сотрудник корпорации выписывал премии подчинённым, а затем забирал их себе.

В центре коррупционного скандала оказался и «Росатом». Сначала арестовали директора по капитальным вложениям Геннадия Сахарова, а затем ещё и гендиректора строительной компании «Оргэнергострой» Элгуджу Кокосадзе. По версии следствия, Сахаров за вознаграждение помогал Кокосадзе получать подряды на выполнение работ для «Росатома».

И ещё одно громкое дело расследуется в Новосибирске, где задержали бывшего гендиректора профессионального футбольного клуба «Новосибирск» Андрея Перлова. Его подозревают в мошенничестве. По версии следствия, спортивный функционер через компанию-прокладку арендовал футбольные поля по завышенным ценам, а для оплаты использовал субсидии по программе развития физкультуры и спорта в Новосибирской области.

Эхо арестов

Научный руководитель Института региональных проблем политолог Дмитрий Журавлёв увидел в серии задержаний проявление политической воли.

«Коррупция совершенно не испугалась СВО. Надежда на то, что усиление жёсткости управления, неизбежное в условиях военной операции, себя не оправдало. По крайней мере, пока качественной победы не произошло. Однако задержания, о которых мы слышим, показывают, что борьба идёт. Например, генерал-полковников у нас задерживают и арестовывают крайне редко», – рассказал «Абзацу» Дмитрий Журавлёв.

Он не исключил последствий для руководителей задержанных – в результате расследования могут выясниться новые коррупционные связи.

«Тех, кто стоял над, тоже призовут к ответу. Спросят: «Куда же вы, ребята, смотрели, что у вас такое может быть?» Далее последуют ответственность (не обязательно уголовная) и определённые выводы по вышестоящему руководству», – уверен эксперт.

Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров экономист Александр Разуваев не исключает, что задержание высокопоставленного чиновника Минэкономразвития может привести к новым кадровым решениям в ведомстве.

«Перестановки в Минэкономразвития будут, после прошедших президентских выборов об этом все говорят. Работа министерства вызывает вопросы. Ведомство отвечает за экономический рост и структурные реформы, [однако] о последнем не говорят уже несколько лет. Коррупционный инцидент – это ещё один повод, чтобы там всё перетрясти», – рассказал он «Абзацу».

В декабре 2023 года глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявлял, что взяточничество является самым распространённым видом коррупционных преступлений. При этом 40% обвиняемых в коррупции совершили преступления в правоохранительной сфере.

telegram
Рекомендуем