Информационная война в мессенджерах: как не дать врагам разжечь конфликт в России
Минувший 2023 год запомнился большим количеством фейков и информационных вбросов, которые распространяются через мессенджеры и группы в соцсетях. Какие выводы можно сделать в 2024 году и как повернуть информационную войну в свою пользу?
Раскачка извне
В конце октября на фоне палестино-израильского конфликта накалилась ситуация в Дагестане. Сотни агрессивно настроенных людей сначала бросились «искать евреев» в одной из гостиниц Хасавюрта, а затем уже другая группа отправилась осаждать аэропорт Махачкалы, чтобы встретить пассажиров рейса авиакомпании Red Wings из Тель-Авива.
Глава Республики Дагестан Сергей Меликов тут же заявил: беспорядки организовывались и подогревались извне. Позднее стало ясно, что призывы к антисемитским акциям публиковал канал «Утро Дагестана», который связан с экс-депутатом, иноагентом Ильёй Пономарёвым (также внесён в РФ в список террористов и экстремистов).
Спустя два месяца после событий глава Дагестана Сергей Меликов рассказал «Абзацу», что подобные события могут произойти в любом регионе России. Чтобы этого не допустить, важно взять под контроль социальные сети, особенно мессенджеры.
«Обязательно нужно что-то делать с социальными сетями. Конечно, нужно их очищать. Тот поток информации, который идёт через сети, не всегда объективный и правильный. Это влияние через социальные сети, конечно, зачастую оказывается негативным. И это я говорю не про те социальные сети, которые мы видим как недружелюбные и вражеские нам – как «Утро Дагестана», например. Подобная информация и в наших соцсетях мелькает», – подчеркнул Меликов.
Информационная война
Область противостояния с Западом не ограничивается зоной проведения СВО. Большая работа ведётся в информационном пространстве как с нашей стороны, так и с их. Все уже слышали про ЦИПсО – украинское подразделение ВСУ, которое занимается информационно-психологическими спецоперациями.
Специально обученные люди ищут или создают информационный повод и начинают раскачку. Это может быть, например, вброс из серии «забирайте деньги из банкоматов, потому что вот-вот дефолт» или то, что мы видели в Дагестане.
«Это не только российская беда, она присуща всем социальным сетям. Иногда дезинформация намеренно создаётся и распространяется, иногда волна распространяется сама собой. Важно, чтобы люди критично относились к тому, что они читают, не пересылали сразу другим людям. Важна и роль регулятора в лице государства. Нужно работать и объяснять людям, где правда, а где ложь. И тогда удастся очистить информационное пространство от фейков», – рассказал «Абзацу» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
По его словам, самое эффективное оружие – это правда:
«За нами правда, мы победим. Но нужно прилагать усилия, чтобы эту правду рассказывать. На сегодняшний день у нас получается вести информационную войну, несмотря на то, что ресурсы, которые мы имеем, значительно меньше, чем у наших конкурентов. Разница ощутима, но складывается в нашу пользу».
Высшая ступень хайпа
Глава Дагестана считает, что в современных соцсетях много крови и жестокости. По его мнению, количество такого контента необходимо сократить.
«Если взять те же самые события в секторе Газа, должна быть и какая-то адекватная реакция соцсетей. Чем мы помогаем, как мы встречаем, как мы пытаемся реализовать указания Владимира Путина, которые направлены на мирное урегулирование. Этого в соцсетях не хватает. Почему-то у нас на высшей ступеньке хайпа на сегодняшний день становится негатив», – продолжил Меликов.
По его мнению, жестокость, которая публикуется в социальных сетях, приводит к нервозности населения, а в таком состоянии общество легче расколоть.
«Сегодня нас будут пытаться раскачивать изнутри, потому что мы имеем успехи в вооружённом конфликте. Мы должны быть вместе, мы должны быть едины, и у нас это получается. Дагестан по-прежнему остаётся тем субъектом, где все конфессии и все народы уживаются. И не просто уживаются, а дружат», – обратил внимание глава республики.
Доказательством дружбы разных народов и конфессий Сергей Меликов назвал участие дагестанцев в специальной военной операции. Он добавил, что защита суверенитета страны должна быть связующим звеном, а не разобщающим.
Блок на негатив
В 2023 году многие узнали о существовании такого явления, как блок на негатив. По сути, это банальное вымогательство со стороны владельцев и авторов телеграм-каналов по принципу «хочешь сохранить репутацию – плати».
Директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков рассказал «Абзацу», что такая услуга была очень популярной в российских медиа. Причём организаторы таких схем чаще всего не ограничивались разовым платежом, а подсаживали человека или компанию на «абонентскую плату».
«Блок на негатив ставится ежемесячно. Цены этой абонентской платы сильно различаются. Это может быть 10 тыс., 50 тыс., 100 тыс. рублей в месяц в зависимости от личности человека, с которого требуют деньги, его известности и статуса, популярности телеграм-канала и его веса в медиапространстве», – рассказал эксперт.
Самые громкие дела 2023 года – 5 лет колонии журналистке Александре Баязитовой, 4,5 года – медиатехнологу Ольге Архаровой, 2,5 года – Анатолию Спирину. В историях членов команды журналистки Ксении Собчак – Кирилла Суханова, Ариана Романовского и Тамерлана Бигаева – точки ещё не поставлены. В СИЗО они пробудут как минимум до 30 марта.
Вместо вывода
Мессенджеры и социальные сети плотно интегрированы в нашу жизнь, они получают всё больше распространения. Если раньше во времена СССР у населения было ограниченное количество источников информации – газета «Правда» и Центральное телевидение, то теперь, по сути, каждый сам себе СМИ – завёл телеграм-канал и вещаешь всё, что ты думаешь.
Эксперты сходятся во мнении: тотальным контролем и цензурой в соцсетях ничего не добиться, но важно создать прозрачные и понятные правила игры. Сейчас это и происходит. Каналы с фейковой информацией блокируются, а лица, которые сделали информационный шантаж своим заработком, оказываются за решёткой.
Дело за малым – научиться жить в глобальном информационном шуме и постараться следить за собственной цифровой гигиеной, иначе невольно можно стать участником информационной войны.