Падение цен – это плохо? В России боятся дефляции
Министерство экономического развития ожидает в июне дефляцию. Об этом заявил глава ведомства Максим Решетников. О злодейке-инфляции, которая из года в год сжирает накопления, знают практически все. Но какие риски несёт противоположная ей дефляция?
Что такое дефляция?
Простыми словами, дефляция – это снижение общего уровня цен на товары и услуги. Если, например, человек сейчас на 100 рублей покупает бутылку кефира, а спустя какое-то время на те же 100 рублей может купить не только кефир, но ещё и городскую булку, то это дефляция.
Россиянам дефляция кажется чем-то из ряда вон. Кажется, что это может произойти с кем угодно, но только не с нами. У нас заклятая подруга – инфляция:
- За последние 10 лет (с июня 2012 по июнь 2022 года) инфляция в России составила 108,26%
- За последние 20 лет (с июня 2002 по июнь 2022 года) рост составил 448.95%
- За последние 30 лет (с июня 2002 по июнь 2022 года) цены увеличились на 616556,41%
Однако теперь, если верить Минэкономразвития, у нас наконец-то будет дефляция, правда пока не по году, а за один месяц.
«Уже очевидно, что по июню мы будем иметь дефляцию», – сказал глава Минэкономразвития Максим Решетников на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Свои опасения по поводу дефляции Максим Решетников высказывал и раньше. На деловом завтраке Сбербанка на ПМЭФ он заявлял не просто о дефляции, а о сползании России в дефляционную спираль.
«У нас пятую неделю подряд дефляция – заявил тогда Максим Решетников. – Мы реально сползаем в дефляционную спираль, и надо серьёзно к этому относиться».
Чем опасна дефляционная спираль?
Казалось бы, случилось чудо и появилась хотя бы призрачная надежда, что цены в России будут снижаться. К слову, некоторые уже заметили определённую положительную динамику в ценах на бытовую технику и электронику. Почему же Максим Решетников ополчился на благодатную инфляцию?
Дело в том, что цены падают не сами по себе. К этому приводит снижение платёжеспособного спроса населения. Грубо говоря, какая-нибудь иностранная компания уходит из России, люди оказываются без работы и на время теряют возможность покупать товары и услуги в прежних количествах. То же самое может произойти и с российской компанией, которая пострадала от разрыва логистических цепочек – это снизило её прибыль, и в качестве антикризисной меры было принято решение сократить зарплаты сотрудникам. То есть дефляция – это показатель, что в экономике происходит что-то неладное.
Падающие цены на продукцию снижают доходы производителей. Это обстоятельство заставляет их сокращать инвестиции в производство, а также увольнять работников либо резать им заработные платы. В свою очередь, это влечёт падение доходов потребителей, которые начинают меньше покупать те самые товары, что приводит к ещё большему падению цен, снижению доходов производителей и далее по кругу. Это и есть дефляционная спираль, которая может легко затянуть страну в рецессию.
«Дефляционная спираль в макроэкономике опасна тем, что люди, которые считают, что цены будут падать, а это как раз и означает дефляцию, не склонны тратить, – рассказал «Абзацу» финансовый аналитик Виталий Калугин. – Если люди считают, что то, что сегодня стоит тысячу рублей, а завтра будет стоить 990, они будут сидеть и ждать, когда станет 990».
Есть ли риски дефляционной спирали для России?
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина считает, что попадание в дефляционную спираль России не грозит.
«Сейчас действительно в последние недели у нас идёт снижение цен, но здесь нужно быть аккуратным в оценке этого фактора, – сказала председатель ЦБ на съезде РСПП. – Вот называют дефляционной спиралью. Я не вижу никакой дефляционной спирали. Это во многом коррекция после резкого взлёта цен, который произошёл у нас в конце февраля – начале марта».
Если Банк России дефляции не боится, то правительство очень даже опасается. Первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что необходимо снижать курс рубля, чтобы избежать дальнейших негативных последствий:
«55-60 руб. за доллар – это слишком крепкий курс. Тем более на фоне дефляции и высоких процентных ставок».
Банк России в вопросе дефляции пока в меньшинстве. Очевидно, что в ближайшее время стоит ожидать мер правительства по борьбе с дефляцией.
Как лечится дефляция?
На самом деле, «лекарство» от дефляции довольно приятное. В основном она лечится увеличением денег в экономике, то есть инвестициями. Логика следующая: если дать людям деньги, то они начнут их тратить и порочный круг будет разорван. Второй вариант – дать денег бизнесу в качестве поддержки в условиях снижения прибыли от падающих цен.
«Дефляционная спираль – это когда внутреннее потребление абсолютно отсутствует и цены непрерывно падают, – заявил «Абзацу» экономист Олег Богданов. – У правительства есть гигантские возможности по увеличению доходов населения, зарплат бюджетникам».
С этой тактикой «лечения» согласен и финансовый аналитик Виталий Калугин:
«Дефляция у нас происходит из-за того, что у людей на траты кончились деньги. Если у людей на траты деньги появятся, а я думаю, что они появятся, то инфляции нам удастся избежать. Чтобы победить дефляцию, надо дать людям денег через кредитование либо дать им возможность заработать, чтобы люди пошли в магазины».
В Минэкономразвития, кажется, настроены на интервенции людям и бизнесу. По крайней мере, это озвучивает глава ведомства Максим Решетников.
«Без дешёвого кредита мы ситуацию можем не вытащить», – предупредил министр на полях ПМЭФ.
Казалось бы, метод «лечения» дефляции через дешёвые кредиты должен беспокоить в первую очередь министра финансов Антона Силуанова – он «главный бухгалтер» страны, и ему на это выделять деньги. Однако господин Силуанов наличие проблемы дефляции не отрицает, чего нельзя сказать о председателе ЦБ Эльвире Набиуллиной, которая, как та Баба-яга, что против. В данном случае против инвестиций в российскую экономику и ослабления рубля.