Рост ВВП, инфляции и напряжённости: что на самом деле происходит в российской экономике
Министерство экономического развития выпустило обзор «О текущей ситуации в экономике». «Абзац» проанализировал данные и попросил экспертов их оценить.
О приятном
За III квартал 2023 года рост валового внутреннего продукта (ВВП) составил рекордные 5,5%. Лучше всего себя проявили:
- оптовый товарооборот – +22,9%,
- розничный товарооборот – +11,3%,
- обрабатывающие производства – +10,2%,
- строительство – +8,0%,
- пассажирооборот – +6,3%,
- сельское хозяйство – +4,0%,
- водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – +3,4%.
В октябре ВВП продолжает расти, хотя его темпы и начали замедляться. Месячный рост составил 0,3% после 0,5% в сентябре. Но и этот рост – выше прогнозов Банка России в 2,2-2,7% в 2023 году. По итогам года, как ожидается, показатель составит порядка 3%. Таких цифр в начале года не ожидали даже самые большие оптимисты.
ВВП растёт в том числе благодаря потребительской активности, а главный её драйвер – рост зарплат. Росстат оценил его в 7,2% в сентябре год к году в реальном выражении (то есть за вычетом инфляции).
О тревожном
Главный триггер для Банка России – инфляция (общее повышение уровня цен). С 21 по 27 ноября показатель вырос на 0,33%. В годовом выражении инфляция уже превысила 7,5%. Такой уровень, по словам председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, нельзя назвать «безобидным». И пока на замедление инфляции нет и намёка.
«Основная проблема» экономики России, по мнению Набиуллиной, – дефицит кадров. Он продолжает усиливаться, рабочих рук не хватает. Уровень безработицы в октябре 2023 года, по данным Росстата, составил 2,9%. Он опустился ниже 3% впервые в истории современной России. Казалось бы, показатель должен радовать, но чиновников он тревожит.
«ЦБ считает, что прочных фундаментальных факторов для снижения инфляции на сегодняшний день нет. По-прежнему высока волатильность курса рубля по отношению к доллару и евро, пока нам не удалось заместить необходимые нам внутри себя товары как с точки зрения потребления, так и с точки зрения промышленного производства. Это всё заставляет Центральный Банк осторожничать и смотреть с оглядкой на предыдущий опыт», – пояснил в беседе с «Абзацем» проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.
Инфляция высокая, инфляционные ожидания (то, как население ощущает инфляцию) – ещё выше. С мая этого года показатель растёт, и в настоящее время составляет около 12%. То есть у людей на руках появляется больше денег (а кадровый дефицит «лечится» увеличением зарплат) и люди стараются их не сберегать, а тратить, боясь обесценения. Всё это приводит к росту инфляции.
О будущем
Данные по рынку труда и инфляции говорят о том, что на ближайшем заседании совета директоров Центробанк всё же повысит ключевую ставку. Эксперты лишь гадают: сразу до 17% или пока ограничится 16%.
«Я так полагаю, что [повысят ставку] на 100 б. п. до 16%. Дополнительная жёсткость, несомненно, скажется на перспективах экономики в следующем году. Чем сильнее борется ЦБ с инфляцией в этом году, тем сильнее экономика замедлится в следующем. Вместе с этим уйдет поддержка восстановительного роста от замещения ушедших компаний. Уже всех заместили, мощности загрузили, людей без работы мало», – написал в своём телеграм-канале профессор ВШЭ, президент Столыпинского клуба Евгений Коган.
Из драйверов роста экономики останется бюджет. Доходы на следующий год запланированы в объёме 35,1 трлн рублей, расходы – в 36,6 трлн рублей. Это ощутимо больше, чем в предыдущие годы. Однако этого едва ли хватит, чтобы компенсировать тормоз экономики, включённый Центробанком.
Исполнить такой бюджет будет непросто, особенно если цены на экспортные товары (в основном, нефть и газ) пойдут вниз.
Впрочем, особого беспокойства по этому поводу бюджетное сообщество не испытывает: стоимость толкает вверх мировая напряжённость, а это, по всей видимости, наша новая нормальность.