Банк России повысил ключевую ставку до 15%: почему это решение лишь разгонит инфляцию
Совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., что даже выше ожиданий аналитиков. Впрочем, многие из профучастников рынка называют действия ЦБ по ужесточению денежно-кредитной политики (ДКП) ошибочной и уверяют: повышение ключевой ставки не борется с инфляцией, а разгоняет её.
Как менялась ставка
Денежно-кредитная политика Банка России похожа на американские горки, которые за рубежом, кстати, чаще называют русскими. Посудите сами: февраль 2022 года – ключевая ставка составляет 8,5%, март 2022 года – показатель взмывает к 20%, октябрь 2022 года – в результате нескольких курсов снижения ставка опускается до 7,5%, октябрь 2023 года – вырастает более чем в два раза, до 15%.
Банк России исповедует довольно простые принципы: видишь рост инфляции (общее повышение уровня цен) – повышай ставку, инфляция снижается – опускай ставку. Вот и сейчас ЦБ действует по той же схеме. На этой неделе Росстат выпустил статистику, в который указал на рост показателя. Инфляция на неделе с 17 по 23 октября составила 0,24%, что ускорило её в годовом выражении до 6,6%.
Эта цифра не устраивает Банк России, который вот уже несколько лет держится таргета, то есть цели по инфляции в 4%.
«Банк России будет устанавливать ключевую ставку так, чтобы снизить годовую инфляцию к 4% в 2024 году и удерживать её на этом уровне в дальнейшем», – говорится в проекте основных направлений денежно-кредитной политики регулятора на ближайшую трёхлетку.
Чего не отнять у председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, так это предсказуемости. Никакие броши не нужны, чтобы считывать сигналы.
Почему Эльвира Набиуллина заблуждается
Логика главы ЦБ простая: высокая ключевая ставка тянет за собой удорожание кредитования. Люди и бизнес начинают меньше занимать и больше сохранять (ставки по депозитам растут). Соответственно, «излишняя ликвидность», как любит говорить Набиуллина, изымается из экономики, то есть денег становится меньше, что повышает их ценность и, соответственно, снижает инфляцию.
Действительно, денежная масса в экономике существенно увеличилась. Это отражает агрегатор М2, который считает совокупность наличных денег в обращении и безналичных средств на счетах. В сентябре 2023 года денежная масса увеличилась на 0,7%, до 90,7 трлн рублей, несмотря на повышение Банком России ключевой ставки в августе с 8,5% до 12% и ещё до 13% в сентябре.
Эксперты уверены: причина в немонетарном характере инфляции.
«Сегодняшняя инфляция не носит монетарный характер, это инфляция издержек. Она вообще от объёма денежной массы не зависит», – написал в своём телеграм-канале экономист Михаил Хазин.
Инфляцией издержек называют ситуацию, при которой общий уровень цен повышается из-за того, что возрастают траты на производство и реализацию продукции.
«Банк России действительно увеличивает инфляцию издержек. Бизнес тратит больше денег на обслуживание кредитов. Он стремится поднять цены, чтобы обеспечить рентабельность продаж. Вы не победите инфляцию в условиях высоких процентных расходов. Задирая ставку, вы только её увеличите», – заявил в разговоре с «Абзацем» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.
Вместо того чтобы бороться с инфляцией, Банк России её ещё больше разгоняет. 40% кредитов, выданных бизнесу, имеют плавающую ставку. В результате повышения ключевой ставки с 8,5% в августе до 15% в октябре компании столкнулись с резким удорожанием обслуживания этих займов. Что в такой ситуации делает бизнес? Перекладывает издержки на плечи потребителей, то есть увеличивает цены на продукцию, что выливается в рост инфляции.
Сигналы от бизнеса
Бизнес подтверждает выводы, о которых говорят аналитики. Так, крупнейший российский кондитерский холдинг ООО «Объединённые кондитеры» (входят «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт» и др.) проинформировал своих контрагентов об увеличении отпускных цен на продукцию с 1 декабря 2023 года.
«Рост процентных ставок по кредитам из-за повышения ключевой ставки», – говорится в письме компаниям-партнёрам за подписью управляющего директора холдинга Алексея Орлова (есть в распоряжении «Абзаца»).
Аналогичная ситуация наблюдается в других секторах российской экономики. Знает ли об этом Банк России и лично госпожа председатель Эльвира Набиуллина – вопрос риторический.
Между тем в 2023 году у ЦБ остаётся ещё одно заседание совета директоров по вопросу ключевой ставки. Оно запланировано на 15 декабря.