Ужин при свечах: Байден довёл США до энергетического кризиса
Президент Джо Байден ввёл в США режим ЧС. Всё из-за нехватки оборудования для производства электроэнергии. Виной тому, конечно же, Россия, а ещё злодейка-погода, с которой Белому дому никак не удаётся договориться – впору объявлять санкции палящему солнцу. Мы разбирались в сюрреализме по-американски.
Погода-злодейка
Заявление о ЧС появилось на официальном сайте Белого дома за подписью Джозефа Байдена. В нём говорится о катастрофических последствиях для здоровья людей и экономики из-за перебоев в подаче электроэнергии.
«Сбои на энергетических рынках вызваны вторжением России на Украину, а также экстремальными погодными явлениями, которые усугубляются изменениями климата, – говорится на сайте Белого дома. – Например, в некоторых частях страны засуха в сочетании с периодами сильной жары одновременно вызывает дефицит электроэнергии и рекордный спрос на электроэнергию».
Байден отменил пошлины на солнечные панели из Малайзии, Камбоджи, Вьетнама и Таиланда. Также помочь в решении проблемы должен закон для стимулирования производства солнечных панелей в США.
В действиях Байдена прослеживается логика: обратить палящее солнце, которое изводит Соединённые Штаты засухой и пожарами, в свою пользу – с помощью солнечных батарей можно преобразовывать палящие лучи в энергию. Только вот гарантий такой способ не даёт: если взбалмошной погоде заблагорассудится, то солнцепёк может смениться облачностью, а палящие лучи – проливными дождями.
Куда делась нефть?
Более надёжный способ зажечь лампы в домах американцев – нефть и газ. Благо нефти, если верить Джо Байдену, в США в избытке. В марте американский президент даже обещал «напоить» ею вдоволь европейских партнёров. Вашингтон открыто тогда заявлял: Соединённые Штаты спасут, ЕС нужно срочно резать пуповину с Россией и избавляться от порочной нефтегазовой зависимости.
Впрочем, энергетический кризис в США и введённая Байденом чрезвычайная ситуация показали: американской нефти не то что европейцам – самим Соединённым Штатам не хватит.
«Американские сланцевики больше не могут пользоваться запасом из ранее пробурённых скважин для ускорения добычи нефти, – рассказал профессор Российской экономической школы Александр Маланичев. – Запас снизился до технологического минимума. Теперь всё зависит от инвестиций в новое бурение. Но они ограничены, поэтому прогнозы роста добычи в США всё скромнее и скромнее».
С критикой на Джо Байдена за его политику в энергосфере обрушились республиканцы. Они обвиняют в предстоящем кризисе не погоду, не Луну в четвёртом доме и не Владимира Путина, а 46-го президента США. Джозефу Байдену достаётся и за «зелёный курс», и за эмбарго против российских нефти и газа, которое привело к дефициту топлива и, как следствие, рекордным ценам, которые опустошают карманы простых американцев.
Обойти собственные санкции
Сейчас уже всем очевидно, что коллективный Запад во главе с США поторопился с введением санкций против России. Теперь им приходится ломать головы, как обойти собственные ограничения. Американская газета The Wall Street Journal раскрывает детали жульнических схем. Издание пишет, что в США с апреля действует запрет на импорт углеводородов из России, однако в мае в порты Нью-Йорка и Нью-Джерси прибыли танкеры, предположительно, с российской нефтью:
«В США топливо попало через Суэцкий канал и Атлантику с индийских нефтеперерабатывающих заводов. Согласно отгрузочным документам, данным аналитической компании Refinitiv и анализу хельсинкского Центра исследований энергетики и чистого воздуха, эти компании – крупные покупатели российских углеводородов», – говорится в материале The Wall Street Journal.
Обходными путями топливо уже идёт и в Европу. Американская компания Bloomberg ранее сообщала, что европейские трейдеры торгуют так называемой латвийской смесью, в которой не менее 50% российской нефти. Нарушением санкций это не считается.
Кто главные выгодоприобретатели?
По данным Минфина, нефтегазовые доходы России в мае выросли до 886 млрд рублей. Это на 42,7% больше, чем в мае прошлого года. В целом же за 5 месяцев 2022 года бюджетная казна пополнилась на 5,6 трлн рублей. Это почти двукратный рост в сравнении с предыдущим годом.
Такой успех объясняется ростом цен на энергоносители. Цена нефти российской марки Urals за год увеличилась на треть. Если 7 июня прошлого года бочка стоила $69, то 7 июня 2022 года – уже $96.
Бенефициар ситуации на рынке энергоносителей – не только Россия, но и её партнёры. Например, Индия начиная с февраля приобрела около 62,5 млн баррелей российской нефти. Это в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, получив из России сырьё со скидкой (около 20%), Индия неплохо зарабатывает на перепродаже нефти тем же европейцам и американцам.
Подобным образом поступают и страны Персидского залива, например ОАЭ, у которых своей нефти в избытке. Но зачем качать и продавать свою, когда можно просто зарабатывать на перепродаже?
Вместо послесловия
Пока европейские и американские бюрократы дуют губы и заявляют с высоких трибун о желании отказаться от российских энергоносителей, в порты государств вполне демократично заходят танкеры с ненавистной российской нефтью.
В выигрыше все:
- чиновники могут и дальше с высоких трибун кричать лозунги об отказе от российской нефти;
- Россия, несмотря на дисконт, зарабатывает на нефти больше из-за стремительно растущих цен на фоне геополитической напряжённости;
- дружественные России страны просто играют роль перекупщика и делают деньги из воздуха.
Не очень по душе такая схема только европейским и американским потребителям, которые из-за высоких цен уже пересаживаются с личных автомобилей на общественный транспорт, отказываются от поездок в отпуск из-за подорожавшего авиакеросина и моются в одной ванной ради экономии электроэнергии.
Впрочем, и этого может оказаться недостаточно. Вероятно, придётся согласиться на ужины при свечах, если погода-злодейка наплюёт на глобальные планы Байдена по покупке солнечных батарей и затянет небо тучами.
Впрочем, у Джо Байдена есть запасной вариант. Он заявил, что США намерены закупать у России нефть по цене ниже рыночной. Правда, неожиданно? Интересно, что об этом думает Россия?