рубрики

Война, гиперинфляция, дефолт: как мир оказался на пороге долгового кризиса
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

Президент России Владимир Путин, выступая на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), заявил о бесконтрольном накоплении долгов развитыми странами, которое повышает риски нового мирового кризиса. Глобальный мировой долг уже превысил $300 трлн – это те деньги, которых просто нет в системе, а значит, он никогда не будет погашен. Мы разбирались, как формируется долговой кризис и кто из должников посыплется первым.

Как зарождается кризис

Жизнь в долг – это тот принцип, который уже более ста лет исповедует весь мир. Предприятия занимают деньги, чтобы произвести больше товара, население – чтобы этот товар купить, государства – чтобы обеспечивать работу всей этой системы. Зачем жить по средствам, когда можно занять, а потом ещё раз занять, ещё и ещё?

Заёмные средства обеспечивают более высокий уровень жизни: зачем ждать и копить – покупай машину прямо сейчас. Кажется, что это довольно безопасно. Это так, но лишь до дня икс. В какой-то момент долги начинают быть токсичными, то есть возникают проблемы с их обслуживанием.

Неблагонадёжный должник берёт один кредит, второй, третий. Потом он понимает, что денег на то, чтобы заплатить проценты по ним, не хватает. Он берёт кредит для обслуживания предыдущих кредитов, после – не может обслуживать и его. Выход из такой финансовой западни – банкротство. А в случае с государствами – дефолт.

В такой ситуации сейчас и живёт весь мир. У одних стран долговая нагрузка ниже, у других – выше. Россия находится в первой группе. У нас госдолг составляет 17,2% к валовому внутреннему продукту (ВВП). Для сравнения: у Великобритании – 101%, у США – 129%, у Японии – 264%.

Перед дефолтной чертой

В 2023 году накопление долгов продолжается. Заёмщики берут всё больше кредитов на обслуживание кредитов, а банки как неугомонные печатают под это всё новые деньги.

«Рост долговых обязательств очень большой. Речь идёт не о какой-то отдельной стране. Более 20 государств находятся в большом сильном долговом кризисе. Просто так списать эти долги, как было в своё время с Грецией, не получится. Это либо эмиссия (то есть печатание дополнительных денежных средств, которое приведёт к обесценению), либо сокращение производства и потребления, что будет очень сложно объяснить гражданам этих стран», – сказал «Абзацу» профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Валерий Масленников.

В незавидном положении находятся Европейский союз и его крупнейшая экономика – Германия, которая строила своё экономическое чудо на перепродаже соседям дешёвых российских энергоносителей. Президент Немецкой торгово-промышленной палаты Петер Адриан в интервью информационному агентству DPA заявил о том, что ФРГ находится в рецессии (снижение ВВП два квартала подряд и более) и экономика страны «катится под откос».

Война, гиперинфляция, дефолт: как мир оказался на пороге долгового кризиса
Фото: Pexels.com

Проблемы одной страны (особенно такой крупной, как Германия) означают проблемы всего европейского объединения. Экономики всех государств ЕС сильно переплетены.

К примеру, ФРГ через выпуск государственных облигаций занимает деньги у Италии, Франции, Испании. Дефолт будет означать невозможность расплатиться по своим внешним долгам, а это, в свою очередь, вызовет цепную реакцию, поскольку у перечисленных кредиторов Германии есть свои кредиторы, а у тех – свои.

А кредиторы кто?

Но главный должник – конечно же, Соединённые Штаты Америки. Их внешний долг уже превысил $32 трлн. США должны буквально всем, за исключением России, потому что наши вложения в бумаги дядя Сэм заморозил. Список самых крупных кредиторов выглядит сейчас так:

  1. Япония – $1,1 трлн
  2. Китай – $859,4 млрд
  3. Великобритания – $668,3 млрд
  4. Бельгия – $331,1 млрд
  5. Люксембург – $318,2 млрд

Государства одалживают деньги гегемону не просто так. Они за это хотят вознаграждение. Сейчас это 4-5% годовых. В 2023 году США должны заплатить процентами $1 трлн, в следующем году это будет уже $1,5 трлн. Это всё равно что какой-нибудь несознательный плотник слетает в кредит на Мальдивы, Сейшелы, на остаток кредитных денег купит себе иномарку, а затем поймёт, что не в силах отдавать долг банку.

Чем дальше – тем больше долг крупнейшей экономики мира. И тем больше денег нужно на его обслуживание, с чем уже возникают сложности. Кто-то скажет: США всегда могут напечатать новые деньги. План хороший, но всё менее реализуемый. Ему мешает инфляция, из-за которой Федеральная резервная система (ФРС) была вынуждена поднять ставку с 0,25% до 5,25%, что привело в том числе к схлопыванию сразу нескольких банков и потерям для производственного сектора.

Война, гиперинфляция, дефолт: как мир оказался на пороге долгового кризиса
Фото: Софья Сандурская / АГН Москва

Есть и другая причина, которая ограничивает эмиссию, – доверие к системе. Чтобы брать в долг, нужно чтобы кто-то этот долг выкупал, а таких желающих всё меньше из-за главного просчёта США – заморозки российских резервов.

Даже до самого преданного кредитора дошло: на месте России может быть любой, стоит ему пойти поперёк желания гегемона. Так, например, Китай с февраля 2022 года сократил свои вложения в американские облигации на $450 млрд. К слову, подобным образом поступает не только Поднебесная, конфликтующая с США за Тайвань, но и вполне себе дружественные дяде Сэму страны. Например, Израиль.

К чему всё идёт

США рано или поздно окажутся не в силах обслуживать свои долги и не смогут напечатать под это новые деньги из-за инфляции. Это подорвёт доверие мирового сообщества к американскому рынку госдолга, и страны ещё существеннее станут сокращать свои вложения в те самые пресловутые трежерис (гособлигации США).

С Европейским союзом всё ещё проще. В Германии уже рецессия, на подходе – другие страны. Внутри Европейского содружества развивается глобальный долговой кризис, поскольку желающих инвестировать свои средства в страны с такой слабой экономической позицией всё меньше.

Масла в огонь подливают США. После разрушения «Северных потоков» они продают друзьям-европейцам сжиженный природный газ (СПГ) задорого. Это делает производство в ЕС нерентабельным, а товары – неконкурентоспособными на мировом рынке. США делают вид, что они ни при чём, и через снижение налогов раскрывают настежь свои двери для пострадавшего европейского бизнеса.

Если главный мировой гегемон захочет, он и вовсе закроет европейскую лавочку за один день. Достаточно попросить свои карманные рейтинговые агентства S&P, Fitch и Moody’s снизить рейтинги стран ЕС – и инвестиции тут же побегут из Европы в США. Готовый план, которым США пока не воспользовались, но вполне вероятно, что воспользуются. Лидеры ЕС это прекрасно понимают: президент Франции Эммануэль Макрон уже нарушил все принципы демократии, устроив истерику президенту США Джо Байдену с посылом «вы нас грабите».

Война, гиперинфляция, дефолт: как мир оказался на пороге долгового кризиса
Фото: Soazig de la Moissonniere / Présidence de la République

Тактика белого пальто

Из всего сказанного напрашивается вполне очевидный вывод: Европейский союз – не жилец. Экономические проблемы приведут в том числе и к политическому расколу. Когда всё это произойдёт – вопрос времени. Если кризис в США будет развиваться быстро (многие эксперты дают два года), то они так же быстро будут закрываться своими друзьями-европейцами.

Получится ли у США опять выйти в белом пальто из Гудзона? На этот вопрос ответить сложнее. Всё будет зависеть от спроса на госдолг и доллары. А чтобы с этим было всё в порядке, гегемон будет подсовывать всё новые и новые представления в виде дестабилизации мировой ситуации. Украиной, понятное дело, всё не закончится. Дальше по курсу – Тайвань и противостояние с Китаем.

Когда в мире неспокойно, все бегут в доллары и американские гособлигации. Больше некуда. Это было решено ещё сто лет назад: за бумажки с американскими президентами можно в мире купить практически всё. Все попытки создать что-то иное пока проваливались.

Военные конфликты на руку США и по другой причине – они позволяют продавать оружие партнёрам по блоку НАТО. Во время таких кризисов чувствует себя великолепно американский оборонно-промышленный комплекс, который питает экономику страны, – это налоги, рабочие места, связанные с производством оружия. В экономике это принято называть мультипликативным эффектом – когда одна отрасль становится локомотивом для остальных.

Война, гиперинфляция, дефолт: как мир оказался на пороге долгового кризиса
Фото: Army Staff Sgt. Daniel Yeadon / U.S. Department of Defense

Новый финансовый мир

Сейчас идут разговоры о создании единой валюты на базе набирающего силу БРИКС. Свои заявки на членство в объединении подали Алжир, Египет, Иран, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ. Если валюта БРИКС составит конкуренцию доллару, то на США как мировом финансовом гегемоне можно будет поставить крест.

Кроме того, довольно важное место в мире заняли криптовалюты. И это несмотря на все попытки их сдерживать в том числе со стороны тех же США. Также многие страны, включая Россию, работают над созданием своих цифровых валют, что тоже встречает сопротивление в Штатах.

Каким будет цифровой мир, мы не знаем, но очевидно, что мы стоим на пути чего-то нового и глобального. Как бы ни старался Вашингтон сохранить мировое господство, ему вряд ли это удастся. На повороте его уже почти обошёл Китай. И в этом нет ничего удивительного.

Если посмотреть на историю становления мира, то ведущие империи всегда сменяли друг друга. Это происходит каждые 100-150 лет. Всегда через кризисы и войны.

telegram
Рекомендуем