рубрики

Визги бюджетного поросёнка: какие расходы пойдут под нож?
Фото: ТАСС / Евгений Разумный

С января по май дефицит федерального бюджета составил 3,4 трлн рублей. В Минфине анонсируют сокращение трат. Мы выясняли, какие расходы могут пойти под нож в первую очередь

Бюджетная дыра

Дефицит федерального бюджета говорит о том, что мы тратим значительно больше, чем зарабатываем. Основные статьи расходов всем хорошо известны – поддержка оборонно-промышленного комплекса, выплаты участникам СВО, субсидии пострадавшему из-за санкций бизнесу.

Ситуация с бюджетом в 2023 году складывается куда хуже, чем в 2022-м. Тогда цены на энергоресурсы стремились в стратосферу, а в федеральную казну нескончаемым потоком текли финансовые ручейки. Сейчас цены на нефть, газ и другие ресурсы снизились – соответственно, наша страна стала зарабатывать меньше. При этом госрасходы выросли.

Эксперты, опрошенные «Абзацем», не называют ситуацию критической. В конце концов, наша страна может просто увеличивать заимствования на рынке. Это довольно безопасно, учитывая, что госдолг России – один из самых низких в мире. Он составляет всего 17,2% к ВВП. Для сравнения: госдолг США равен 129%, Японии – 264%.

«Поросёночек маленький»

Визги бюджетного поросёнка: какие расходы пойдут под нож?
Фото: photo.roscongress.org / Игорь Родин

Увеличение долговых обязательств рассматривает и Министерство финансов. Впрочем, по уши залезать в долги в «главной бухгалтерии страны» не намерены. Там рассматривают и другие варианты финансирования дефицита бюджета. Глава Минфина Антон Силуанов впервые высказал свою позицию по этому вопросу на бизнес-завтраке «Сбера» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

«Деньги же не из воздуха. Либо увеличивать дефицит бюджета, либо – налоги. Ну и третий путь – перераспределим нынешние расходы. Третье – самое правильное и самое тяжёлое. Но именно так надо делать», – сказал Антон Силуанов.

После того, как Антон Силуанов «показал всем нож», последовал ряд трогательных и где-то даже жалостливых речей. Каждый представитель отрасли (туризм, здравоохранение, образование) давал понять: кто-кто, но только не мы. На это заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко высказался предельно откровенно:

«Поросёночек маленький и на всех не хватит. В условиях дефицита бюджета придется отказаться от многих расходов – и даже в социальной сфере, не буду пока никого пугать и говорить, от чего именно. Всё решит эффективная калибровка принятия решений в условиях дефицита бюджета».

Многие восприняли эту фразу болезненно. Впрочем, финансовый аналитик Ян Арт в разговоре с «Абзацем» констатировал: Дмитрий Чернышенко просто озвучил факты.

«Можно негативно отнестись к этой фразе – возможно, увидеть в ней даже долю какого-то чиновничьего цинизма, но по сути в неофициальном формате милого бизнес-завтрака заявлено то, что, скорее всего, власти придётся пойти с бюджетом на секвестр».

В последний раз страшное слово «секвестр» – что означает «сокращение трат» – звучало в России в 2015 году. И вот опять.

Что пойдёт под нож

Визги бюджетного поросёнка: какие расходы пойдут под нож?
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

Все переговоры по секвестру бюджета проходят за плотно закрытыми дверями. Эксперты, опрошенные «Абзацем», полагают, что и сами чиновники Минфина пока до конца не понимают, что пойдёт под нож. Финансовый аналитик Ян Арт предположил страшное:

«Под нож может пойти социальный блок. Естественно, ни в Минфине, ни в целом в Правительстве об этом открыто не говорят, поскольку это всегда болезненная тема».

Финансовый аналитик Дмитрий Голубовский уверен: под секвестр не попадут пенсионные выплаты, военные расходы, а также гособоронзаказ. Остальные статьи расходов – в зоне риска.

«Всё остальное может пойти – трансферты регионам, госпрограммы, связанные с инфраструктурой. Над этим могут поколдовать, и в конце концов сбросят проблему на региональные бюджеты», – сказал Голубовский «Абзацу».

Министерство финансов идёт по давно проторенной дорожке: всё порезать, сократить, секвестировать, и тогда будет всем счастье. Это работает в короткой перспективе, но убивает экономику – в длинной. Сложно сделать глубокий вдох, когда пояс туго затянут на талии.

Вариант финансовых вливаний в экономику в виде длинных и дешёвых кредитов для бизнеса, когда предприниматели начинают дышать полной грудью и наполняют бюджетную казну налогами, всерьёз не рассматривается.

telegram
Рекомендуем