рубрики

Спецоперация по спасению средств: как Банк России планомерно готовился к санкциям
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

Более года Банк России обвиняли в утрате порядка $300 млрд, которые были заморожены США и странами ЕС в результате санкций. Впервые ЦБ ответил за свои действия. Мегарегулятор выпустил отчёт, в котором расписал, как происходила подготовка к обострению отношений с коллективным Западом.

В чём обвиняли Банк России

Золотовалютные резервы страны – это, по сути, корзина, которая включает в себя валюты разных стран, ценные бумаги (в основном долговые – гособлигации разных государств), золото в обезличенной форме и другие активы. Это финансовая подушка безопасности государства. Её накапливают для того, чтобы легче преодолевать кризисные моменты, стимулировать экономику в сложные периоды.

Управление золотовалютными резервами осуществлял Банк России. По поручению Министерства финансов сверхдоходы от продажи нефти и газа он много лет отправлял в «кубышку». И вот, в марте 2022 года Минфин сообщил о потере $300 млрд золотовалютных резервов.

«У нас общий объём резервов – около $640 млрд. Около $300 млрд резервов теперь находится в состоянии, в котором мы не можем их использовать», – сказал министр финансов Антон Силуанов.

Это заявление вызвало эффект разорвавшейся бомбы. «Зачем выводили прямо в лапы геополитических врагов?» – возмущалась общественность. Позже потерю Россией $300 млрд подтвердила и глава американского Минфина Джанет Йеллен. В мае 2022 года она отметила, что идея ареста российских активов и передачи их Украине естественна с учётом «огромных разрушений и затрат на восстановление».

Где деньги, Эльвира?

Копья в адрес Банка России, который бездумно распорядился сбережениями страны, летели целый год. ЦБ кротко молчал. В феврале 2023-го эта история получила продолжение. Власти Брюсселя набрались решимости и всё же вознамерились передать замороженные средства киевскому режиму.

Европейцы стали искать деньги, но нашли лишь $36,4 млрд. Юридическая служба Евросоюза подтвердила, что никто не знает, где находятся 86% замороженных активов Банка России, общий размер которых она оценивает в $258 млрд.

На пресс-конференции 17 марта корреспондент американского издания Bloomberg попросила главу Банка России Эльвиру Набиуллину прокомментировать ситуацию. Журналистка спросила, может ли такое быть, что у России нет $300 млрд арестованных резервов и ЦБ «как-то всё спрятал». На это Эльвира Набиуллина многозначительно заулыбалась.

«Здесь я ничем помочь не могу», – отреагировала глава ЦБ.

Вспоминается произведение Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» с его «А был ли мальчик?». Видимо, Эльвира Набиуллина – поклонница этого шедевра отечественной словесности.

Спецоперация по спасению средств: как Банк России планомерно готовился к санкциям
Фото © Пресс-служба Госдумы

А были ли $300 млрд? Этот вопрос по-прежнему открыты, но не так уж и значителен.

Заявление министра финансов Антона Силуанова о потере денег заставило другие страны спешно выходить из активов ЕС и США. «А вдруг и наши резервы заморозят, если что-то не понравится?» – задавались резонным вопросом государства как дружественные, так и недружественные Штатам.

Активнее других избавляется от «токсичных» активов Китай. Когда-то крупнейший держатель американского госдолга не просто выходит, а выпрыгивает из него. В апреле 2022 года вложения КНР в государственные облигации США упали ниже $1 трлн впервые за 12 лет. По последним данным, они оцениваются уже в $859,4 млрд.

Откровения Банка России

Спустя год и один месяц после введения первого пакета санкций против России Центробанк решил пооткровенничать. Регулятор представил в Государственную думу отчёт за 2022 год. В числе прочего там говорится, что начиная с 2014 года Банк России приступил к ускоренному наращиванию вложений в активы, которые не могут быть заблокированы недружественными государствами: золото, китайские юани и наличную иностранную валюту, завоз которой осуществлялся из-за границы.

«Эта подушка безопасности была создана в виде альтернативных резервов – менее ликвидных и удобных в обычной жизни, но более надёжных в условиях реализации жёсткого геополитического сценария», – отмечается в документе.

В Центробанке сообщили, что успели ввезти в РФ столько валюты, сколько позволяли транспортные мощности. В настоящее время эти доллары и золотые слитки находятся в хранилищах ЦБ в России. К началу 2022 года регулятор накопил наличными порядка $60 млрд.

В Банке России подчеркнули, что полностью отказаться от хранения резервов в долларах и евро было невозможно, поскольку иностранные валюты активно использовались не только в международном обороте, но и в экономике и финансовой системе нашей страны.

«В этих валютах выражались обязательства по внешнеэкономическим контрактам российских экспортёров и импортёров, заимствования по кредитам и долговым ценным бумагам компаний и государства, валютные сбережения граждан, валютные счета и депозиты предприятий», – сообщили в ЦБ.

Там обратили внимание, что структура международных резервов должна была учитывать потребности граждан и бизнеса в получении доступа к денежным средствам в конкретных резервных валютах.

Спецоперация по спасению средств: как Банк России планомерно готовился к санкциям
Фото © Flickr.com

Доверяй, но проверяй

То, что Банк России готовился к введению санкций против нашей страны, подтверждают данные о движении средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Их каждый месяц обновляет Министерство финансов.

Из статистики следует, что Банк России активно наращивал свои позиции в долларе до марта 2020 года – тогда был зафиксирован максимум в $57,23 млрд. Затем вложения начали сокращаться. Темпы выхода из американской валюты стали наиболее активными в феврале 2021 года. За месяц ЦБ продал $11,41 млрд – вложения упали до $39,84 млрд. В июле 2021 года в структуре ФНБ впервые появился прочерк напротив долларовой позиции.

Проливает свет на ситуацию и отчёт Банка России за 2022 год. Если раньше на доллар и евро приходилось около 50% наших золотовалютных резервов, то на конец февраля 2022 года ситуация изменилась в пользу китайского юаня – на его долю пришлась почти треть зарубежных активов России. Ещё треть оказалась вложенной в золото. Это говорит о том, что Центробанк не просто знал о спецоперации, а выполнял свою спецоперацию по спасению средств.

«Центральный банк не просто сидел на стуле и наблюдал за происходящим. Они активно оперировали. Половину резервов увели из-под заморозки. Это очень большие и сложные операции. $150 млрд загнали в юани, ещё $115 млрд – в золото», – сказал «Абзацу» экономист Олег Богданов.

Перед ЦБ стояла задача не просто активно выводить деньги из валют дружественных Соединённым Штатам стран, но ещё и делать это так, чтобы никто ни о чём не догадался. В противном случае финансовые регуляторы теперь уже недружественных государств могли принять оперативные меры.

«Очень сложно на самом деле увести незаметно. И всё равно это заметили в Австралии, которая наблюдает за китайским рынком. Они первые сказали, что российский Центробанк лукавит – они большую часть средств увели в китайские государственные облигации. И доля юаней теперь выше 30% получается», – добавил Богданов.

Конечно, не только Россия хранит свои сбережения за рубежом. Это делают все государства. Таковы законы глобальной экономики. Наибольший интерес представляют активы пока ещё экономики номер один – США, а доллар является главной резервной валютой.

Перед началом СВО и введением санкций против России только самые отчаянные эксперты заикались о возможном крахе «империи доллара». Сейчас об этом как о неизбежности заявляют практически все, включая западных политиков и экономистов. Расходятся лишь в сроках.

Во многом пошатнуть американскую финансовую гегемонию удалось благодаря замороженным российским резервам. И нашим западным партнёрам сейчас, должно быть, очень обидно, что, подставив себя, заморозили они не так уж и много…

telegram
Рекомендуем