рубрики

«Пир во время чумы»: откуда у российских банков прибыль
Фото: ТАСС / Антон Новодережкин

Крупнейшие российские банки будто насмехаются над американскими: декларируют прибыли, обещают рекордные дивиденды. Мы выясняли, как так получилось в новом постсанкционном мире.

Санкции? Нет, не слышали

В первом квартале текущего года ВТБ (второй по размеру активов банк с госучастием) ждёт рекордной прибыли. Об этом заявил глава финансовой организации Андрей Костин в интервью китайскому телеканалу CGTN.

«Российская экономика очень хорошо противостоит санкциям. Вопреки прогнозам, российский ВВП сократился примерно на 1% в прошлом году, в этом году мы ожидаем улучшения. Что касается ВТБ, похоже, что у нас будет рекордная прибыль в первом квартале этого года», – сказал Костин.

На этом заявлении акции банка полетели вверх. За торговую сессию 20 марта рост составил 14% – до 0,019 рубля за бумагу. Взрывной рост показывает и Сбер (первый по размеру активов банк с госучастием). Его наблюдательный совет рекомендовал выплатить акционерам рекордные для банка дивиденды – 565 млрд рублей, или 25 рублей на акцию. За три торговых дня (17, 20, 21 марта) акции Сбера выросли на 18,08%.

На чём банки зарабатывают деньги

Новости из России вызывают оторопь на Западе. Они вводили санкции против российских банков для того, чтобы разрушить финансовую систему России и разорвать экономику большой страны «в клочья». Вышло же строго наоборот. Российские банки декларируют прибыли и обещают рекордные дивиденды, а американские и европейские банки схлопываются один за другим.

«От банковского кризиса, который развивается сейчас в США и ЕС, мы изолированы практически полностью. Наши корсчета в западных банках оказались заморожены санкциями. Ну и прекрасно – пусть умирают, а мы тут на них посмотрим», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Владимир Левченко.

Финансовый аналитик Ян Арт соглашается: Россия благодаря санкциям, введённым против её банков в 2022 году, во время развивающегося мирового банковского кризиса оказалась в привилегированном положении.

«Изолированность нашей банковской системы окажется нам только в плюс. Нельзя заразиться, если ты не выходил из дома и не общался с теми, кто гриппует», – сказал Ян Арт в беседе с «Абзацем».

«Пир во время чумы»: откуда у российских банков прибыль
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац

Злорадствовать в такой ситуации, безусловно, приятно, но вопрос остаётся: откуда у банков прибыли?

«Мы видим, что происходит с бюджетом, – идут фантастического размера расходы. А через кого проходят бюджетные деньги? Прежде всего через Сбер и ВТБ, меньше – через другие госбанки. Я не вижу вообще ничего удивительного в высоких показателях прибыли банковского сектора», – добавил Левченко.

По его словам, хорошо себя чувствуют не только крупные финансовые организации, но и банки среднего звена:

«В будущем банки могут приятно удивлять своими показателями. Это является отражением реальной ситуации в нашей экономике. Санкции остались в прошлом, внутренняя экономика в значительной степени адаптировалась».

Финансовый аналитик Ян Арт в свою очередь предположил, что секрет успеха банковского сектора кроется в игре на курсах валют.

«Я подозреваю, что история с резкой девальвацией рубля в декабре – это не какие-то неведомые спекулянты. Вполне вероятно, что крупные российские банки из списка системно значимых получили часть своей прибыли, поиграв с курсами валют. Понятно, что это происходило в ущерб населению», – пояснил он.

Игра на бирже – увлечение российских банков. До начала СВО они не раз получали за это выговоры (в том числе и от президента Владимира Путина). Вместо того чтобы направлять ресурсы на развитие реального сектора экономики, банки прокручивали деньги через покупку/продажу ценных бумаг.

«Банки получают прибыль за счёт разницы ставок между пассивами и активами. Если по депозитам платят 6-7%, то вложения даже в облигации федерального займа (ОФЗ) дают доходность более 10%. Банки в основном работают на внутреннем домашнем рынке, поэтому санкции мало влияют на них, за исключением операций по международным расчётам», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Сергей Суверов.

«Пир во время чумы»: откуда у российских банков прибыль
Фото: Александр Авилов / АГН Москва

Что дальше

Активный рост банковского сектора тянет за собой Фондовый рынок. Индекс московской биржи оживился и преодолел отметку в 2400 пунктов. Для развития экономики страны это хорошо. Однако у экспертов есть некоторые сомнения, отражает ли позитивную риторику банковских топов финансовая отчётность.

«У нас сегодня закрыты банковские отчётности. У вас действительно в этой ситуации прибыль? Вся страна в форс-мажоре. Стоят жесточайшие вызовы: и экономические, и политические. А у банков что, пир во время чумы? Как всё на самом деле обстоит, мы узнаем, когда откроют отчётности. ЦБ хочет, чтобы это произошло поскорее, потому что закрытые отчётности – это, конечно, не дело», – сказал Ян Арт.

Если финансовые отчётности окажутся хуже обещаний, отечественный Фондовый рынок ждёт падение. И, наоборот, хорошие не нарисованные результаты банковского сектора сулят отечественной экономике взлёт.

Главное в этой ситуации – заставить банки служить государству и людям, а не «стричь купоны» по старой методичке.

telegram
Рекомендуем